Мнение: Что ждет российско-украинскую торговлю после войны

Украина встраивается в европейскую систему снабжения. Как это изменит ее экономику и как скажется на торговле с Россией?

06.10.2014
Источник: http://www.rbcdaily.ru/
Обмен санкциями

В июле — августе 2013 года Россия ввела торговые санкции против Украины, прежде всего на импорт сельскохозяйственных товаров и стали. В 2014 году эти санкции постепенно ужесточались. «Газпром» при этом в начале апреля 2014 года резко поднял цену на газ для Украины — с $ 268,5 до $ 485 за 1 тыс. куб. м. Украина в ответ перестала платить, и 16 июня «Газпром» перестал поставлять газ. В сентябре Украина отреагировала прекращением экспорта вооружений в Россию.

Условия украинской внешней торговли значительно изменились. С одной стороны, с 1 мая Евросоюз полностью открыл свой рынок для 98% украинских товаров. С другой стороны, торговые санкции России ограничивают доступ Украины на российский рынок. Чтобы оценить масштаб возможных перемен, стоит посмотреть на страны с аналогичным опытом.

Путем Грузии и Молдавии

В начале 1990‑х все страны Центральной и Восточной Европы, особенно государства Прибалтики, быстро развернули свои торговые потоки из России в сторону ЕС. В 2006 году Россия ввела против Молдовы и Грузии еще более суровые санкции, чем те, что сейчас в отношении Украины. У Молдовы доля экспорта в Россию упала с 40% в 2005 году до 16% в 2007 году, но общий экспорт все равно вырос, главным образом благодаря быстрому росту экспорта в Европу (на 13 процентных пунктов). Грузия не столь зависела от России, но доля ее экспорта в Россию упала с 18% в 2005 году до 4% в 2007, а общий экспорт при этом взлетел на 42%.

В плане зависимости от России Украина близка к Грузии и Молдове (на Россию в 2013 году приходилось 24% ее экспорта), при этом ее экономика гораздо более диверсифицирована. Более того, в отличие от этих двух стран, у Украины на момент введения санкций уже шла свободная торговля с Европой. Поэтому украинское правительство не должны слишком тревожить санкции, хотя конкретные бизнесмены, несомненно, сильно пострадают.

Еда вместо вагонов

Смена рынков также изменит товарную структуру украинского экспорта. Здесь стоит обсудить украинский экспорт стали, машиностроительной и сельскохозяйственной продукции и российский экспорт природного газа.

Машиностроительная продукция составляет треть украинского экспорта в Россию и лишь 11,5% экспорта в ЕС. Экспорт в Россию — это в основном комплектующие для ВПК, железнодорожные вагоны и локомотивы. Старые советские военные предприятия, которые по большей части все еще принадлежат государству, вряд ли могут рассчитывать на подъем. Их, вероятно, можно переориентировать на выпуск новой продукции. Но это потребует передачи активов новым предприятиям под новым руководством.

На сталь приходится 37% украинского экспорта в ЕС и 20% экспорта в Россию. В краткосрочной перспективе украинский экспорт стали, видимо, снизится. Сегодня модернизированными можно считать только два украинских металлургических комбината — Алчевский, принадлежащий «Индустриальному союзу Донбасса», и недавно построенный завод «Днепросталь» «Интерпайпа». Остальные предприятия слишком энергоемкие. Металлургическая индустрия сосредоточена в Донбассе, сильно пострадавшем от войны. В августе производство стали упало на 30%, угля — на 50%.

Третья крупная экспортная отрасль — сельское хозяйство, обеспечивающее 24% украинского экспорта в Европу и 9,5% экспорта в Россию. Украинский агропром сейчас переживает бум. Объемы экспорта в ближайшем будущем резко вырастут, и они, скорее всего, пойдут в Европу и на Ближний Восток. Как и в случае со сталью, Россия напрямую конкурирует с Украиной в экспорте этих товаров.

В будущем рост украинского производства и экспорта будет, видимо, определяться интеграцией в европейские, прежде всего германские, цепочки поставок. Это выведет Украину на тот же путь экономического и структурного развития, по которому уже прошла Центральная Европа. Если государство снизит степень вмешательства в бизнес и обеспечит более надежную защиту прав собственности, Украина получит шанс на процветание в качестве нового звена европейской системы снабжения. На Украине также развивается многообещающая IT- и софтверная отрасль, но чтобы она стала по‑настоящему успешной, нужно, чтобы в стране утвердилась власть закона.

Падение в два раза


Количественные оценки сравнительных последствий вступления Украины в Таможенный союз и в зону свободной торговли с ЕС давали многие организации — в основном польские и украинские исследовательские центры, Всемирный банк и Евразийский банк развития. Все, кроме Евразийского банка развития, получили очень схожие результаты.

Наиболее полное и относительно свежее исследование провели Вероника Мовчан из Института экономических исследований и политических консультаций и Рикардо Джуччи из Немецкой группы советников при правительстве Украины. Они заключили, что в долгосрочной перспективе соглашение о свободной торговле прибавит украинскому ВВП 11,8%, тогда как присоединение к Таможенному союзу снизит его на 3,7%.

Соглашение о свободной торговле снизит или уничтожит торговые барьеры между Украиной и ЕС, что приведет к росту торговли. Главные его преимущества для Украины — облегченный доступ к обширному рынку ЕС (который в десять раз больше российского), увеличение притока прямых иностранных инвестиций, гармонизация стандартов. Экспорт Украины в ЕС в первой половине 2014 года вырос на 15%.

При этом прекращение «Газпромом» поставок газа на Украину, скорее всего, вынудит украинское правительство наконец поднять цены на газ до рыночного уровня, что приведет к значительной экономии энергии и росту собственного производства газа. Исследователи сходятся в том, что примерно за пять лет Украина может стать самодостаточной в энергетическом смысле. В то же время Россия сворачивает транзит нефти и газа через Украину.

Все это приведет к тому, что в ближайшие два года российско-украинская торговля резко (примерно вдвое) сократится. После этого она, вероятно, начнет постепенно восстанавливаться. Но это будет уже совсем другая торговля.




Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции







Информационное агенство SoyaNews SoyaNews