Что будет дальше с ценами на "черное золото" предсказать непросто, говорят эксперты, а вот российской валюте в минфине посулили скорую стабилизацию.
Официальный курс рубля, установленный Центробанком на прошедшие выходные, вырос на 23 копейки. Этого повышения хватило на новый исторический максимум - 40,21 рубля за доллар. В минфине трагедию из этой ситуации не делают. Напротив, министр финансов России Антон Силуанов, находясь с визитом в Вашингтоне на осенней сессии руководства Международного валютного фонда и Всемирного банка, заметил, что курс рубля должен перестать снижаться уже довольно скоро.
"Наша ситуация должна прийти в новое равновесие. Стоимость валюты с учетом нового положения в торговом балансе и с учетом оттока капитала ищет свое равновесное положение. Мы надеемся, что это в ближайшее время произойдет. Мы получим некие новые уровни балансировки платежного баланса и дальше будем смотреть, как будет ситуация развиваться", - отметил Антон Силуанов.
По словам министра, против российской валюты в последнее время играют три ключевых фактора. Это снижение нефтяных цен, геополитика и ожидание изменений в политике Федеральной резервной системы США.
Последняя намеревается в ближайшее время окончательно свернуть программу монетарного стимулирования экономики, а проще говоря, выключить печатный станок для долларов. Естественно, все остальные валюты, включая рубль, начинают чувствовать себя не в своей тарелке.
Но если взять только наш рубль, то на него больше всего давят цены на нефть. Они снижаются примерно с середины июня. Если еще в июне за баррель давали 114 долларов, то в прошлую пятницу он стоил примерно 88-89 долларов. Рубль начал уступать "американцу" тоже примерно с середины июня.
"Так что на будущую стабилизацию рубля повлияет именно стоимость нефти. Только проблема в том, что спрогнозировать ее довольно трудно", - замечает финансовый аналитик Сергей Суверов. И полагает, что на нынешних своих отметках курс рубля как раз и замрет. Правда, для этого должна замереть и цена на нефть.
Несколько другую картину для рубля рисует президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. "Скорее всего он будет колебаться. Это нормальное поведение для валюты в развивающейся экономике", - подчеркнул он. Но у этого фактора есть и светлая сторона - поколебаться может и курс доллара. И рубль тогда укрепится. Такой сценарий, по мнению Алексея Мамонтова, возможен ближе к концу года, когда пойдет период налоговых платежей, рублевых расчетов за поставки товаров и так далее. Кроме того, вполне возможны еще и дополнительные инъекции поддержки рубля со стороны Банка России через продажи валюты, напоминает профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ "Высшая школа экономики" Александр Абрамов.
Эксперты "РГ", ссылаясь на трудность прогнозирования стоимости барреля, все равно не ожидают драматичного снижения цен на "черное золото". "Нынешние тенденции на нефтяном рынке российский бюджет выдержать способен", - считает Александр Абрамов. Но добавляет: возможно, придется пройтись ножницами по не самым важным его расходным статьям.
Однако, глава минфина Антон Силуанов уверен, ситуация "не приведет к пересмотру параметров макроэкономического прогноза правительства РФ, заложенного в проект бюджета на 2015-2017 годы".
Прогноз экспертов "РГ" на конец ноября
Сергей Суверов: Доллар - 41 рубль. Нефть - 87-88 долларов за баррель.
Алексей Мамонтов: Доллар - 39-41 рубль. Нефть - ниже 90 долларов за баррель.
Александр Абрамов: Доллар - 39,5-40 рублей. Нефть - 88 долларов за баррель.
Справочно: проект федерального бюджета на 2015 год сверстан с учетом среднегодовой цены на нефть 100 долларов за баррель и 37,7 рубля за доллар.
Банки и капиталы
Российским банкам предстоит удвоить свои капиталы в течение пяти лет, чтобы поддержать кредитами экономический рост, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью телеканалу "Россия 24".
ЦБ прогнозирует, что в этом году они увеличат кредитный портфель на 15-17 процентов и замедлят эти темпы до 11 процентов в следующем году. При этом, по прогнозам регулятора, экономика России вырастет в этом году всего на 0,4, а в следующем - на 0,9-1,1 процента при реализации базового сценария.
Марина Грицюк