Аграрии Черноземья прогнозируют дальнейший рост цен на зерно
Для аграриев Черноземья нынешний сезон получился удачным. В ряде регионов, еще не завершив уборочную кампанию, уже зафиксировали небывалые показатели валовых сборов и урожайности. Тем не менее, появились и поводы для беспокойства - в первую очередь, это рост цен на зерно и опасения относительно грядущей посевной. По прогнозам экспертов, в южных регионах ЦФО из-за недостатка влаги предстоит большой пересев озимых в условиях нехватки семян.
Рекордами по сборам озимых и яровых зерновых в нынешнем году отметились, в частности, орловские и курские аграрии. Так, в Соловьином крае намолотили более 3,6 миллиона тонн зерна, средняя урожайность составила по 45 центнеров с гектара. В некоторых районах, к примеру, Глушковском, Суджанском и Советском, удалось достичь показателя в 50 центнеров.
Заместитель курского губернатора Алексей Золотарев, подводя предварительные итоги уборочной кампании на заседании облправительства в Обояни, отметил, что такого объема региону более чем достаточно:
- Хватит, чтобы развивать животноводство. Кроме того, у нас свободного зерна, которое еще можно использовать или продавать, - около двух миллионов тонн. Поэтому перед нами стоит задача - переработать его на территории Курской области.
Чиновник напомнил, что 3,6 миллиона тонн - это объем заготовки без учета бобовых и кукурузы. По прогнозам, сбор этих культур может увеличить валовый объем зерна почти на четверть.
- Идет уборка кукурузы на зерно, и мы ожидаем получить более миллиона тонн высокоэнергетического фуражного зерна, - сообщил председатель облкомитета АПК Иван Горбачев. - А значит, запланированное производство 4,5 миллиона тонн зерна - вполне реальная перспектива на этот год.
"Исторический максимум" произведенного зерна достигнут и на Орловщине. По словам руководителя облдепартамента сельского хозяйства Владимира Коротеева, по многим позициям отрасль продемонстрировала существенный рост. Помогла природа: уборку смогли начать в оптимальные сроки, а потому получили зерно высокого качества.
- В текущем году в нашей области установлен рекорд по сбору зерновых, - отметил Владимир Коротеев. - На настоящий момент уже получено около трех миллионов тонн, такого показателя в регионе не было никогда. И это не окончательные данные. Еще предстоит убрать кукурузу на зерно.
В департаменте отмечают, что многолетние значения превзошла и средняя урожайность большинства культур. Так, заметно выросли показатели по овсу и ячменю, примерно в полтора раза - по гречихе. К слову, власти намерены поддержать производителей этой культуры и увеличить площадь под ее посевы до 100 тысяч гектаров. Это позволит собирать не менее 150 тысяч тонн ежегодно.
В Белгородской области зерновых собрали меньше: чуть более 2,3 миллиона тонн. Но и в этом случае налицо рост относительно прошлого года. Замначальника регионального департамента АПК Василий Мельников отметил, что урожайность зерновых в среднем составила 46,6 центнера с гектара - почти на 11 больше, чем в 2013-м. Самый высокий показатель зафиксирован в Краснояружском районе - 58,3 центнера с гектара. Средняя урожайность озимой пшеницы составила 52,8 центнера с гектара, ячменя - 40,5, гороха - 20,4, тритикале - 59,5.
Последнюю культуру Василий Мельников назвал очень перспективной:
- Хозяйства заинтересованы в вводе в севооборот новых зерновых культур, которые обеспечивали бы широкую палитру зерна с целью производства более сбалансированных кормов для животноводства, - сказал он. - Второй год департамент работает над внедрением в производство хозяйств области такой культуры, как люпин. Она уже адаптирована к нашим условиям и в будущем даст хороший урожай, пополнив кормовую базу.
В ряде регионов еще до завершения уборочной кампании вышли на рекордные показатели валовых сборов и урожайности
Впрочем, по словам экспертов, уже сегодня нужно задуматься о том, что весь агропромышленный комплекс может ожидать завтра. Руководитель одной из белгородских зерновых компаний Александр Титовский отмечает рост цен на зерно:
- Тонна фуражной пшеницы стоит уже 6,5 тысячи рублей, - говорит он. - Доллар растет, евро - тоже. А рынок зерна зависит и от валютного фактора. Но сейчас важно задуматься о том, что будет весной. Из-за засушливой осени плохо всходят озимые. Скорее всего, весной их придется пересеять. А чем? Подсолнечником можно засеять очень мало. Свеклой - тоже. Кукурузой? Значит уже сейчас надо решить вопрос с сушилками. С другой стороны, мы слишком зависимы от зарубежных поставщиков семян - как свеклы, так и кукурузы. Я думаю, что весной стоимость зерна будет еще выше. Так что ситуацию уже сейчас можно назвать напряженной.
Ожидая такие сложности, в зерновой компании самостоятельно занялись производством семян, и недавно представили новый сорт.
- Потому что зависимость нам вообще ни к чему. Все время нужно думать: а вдруг эмбарго, и мы останемся ни с чем! - прокомментировал руководитель.
Председатель зернового союза Курской области Сергей Хатунцов отмечает те же тенденции, но не склонен драматизировать.
- Цены растут, и это хоть как-то компенсирует наши затраты на горючее или те же удобрения, - отметил он. - Так что эта ситуация совершенно нормальная. Но о весенней посевной, действительно, стоит побеспокоиться. У нас последний дождь был в двадцатых числах сентября, да и тот слабый. Огромные площади придется пересеять.
Однако о возможной нехватке зерна Сергей Хатунцов предпочитает пока не говорить.
- Цена на ту же пшеницу сейчас растет в том числе и потому, что растениеводы, собрав ее, начали "придерживать" продажи. Они просто "сели" на урожай и сидят, - отметил он. - Поэтому сейчас и кажется, что зерна мало. На самом деле урожай очень хороший.
Показательна в этом смысле ситуация на Орловщине, где производители и в самом деле предпочитают не продавать зерно раньше срока. Сейчас им торгуют им лишь те, кому срочно необходимы средства, например, чтобы расплатиться по кредитам. Продают и излишки - то, что не поместилось на склады. Остальное, если есть возможность, придерживают. Иначе от рекордного урожая не будет проку. Сейчас регион, как и в предыдущие годы, наводнили перекупщики. Они предлагают производителям, как выразился руководитель одного из местных хозяйств, неприлично низкие цены. Например, товарное зерно закупают по 5,5-6,5 тысячи рублей за тонну, то есть примерно на уровне его себестоимости.
- В сложившихся условиях заработать на товарном зерне очень сложно, - признал в разговоре с корреспондентом "РГ" главный экономист орловского хозяйства Игорь Богатырев. - Поэтому многие задумываются над тем, чтобы придержать зерно до весны. Тогда, по нашим прогнозам, его можно будет продать по 10-12 тысяч рублей за тонну.
Однако не каждое хозяйство может себе это позволить. Придержать зерно без роста себестоимости могут лишь те, у кого есть собственные элеваторы. За услуги зернохранилищ надо платить, а многим попросту негде взять на это деньги: они вложены в производство. Глава одного из орловских хозяйств посетовал, что ушли времена бартера. По его словам, в 1980-е годы совхозы и колхозы оплачивали услуги элеваторов натурой, то есть отдавали хлебоприемному предприятию часть зерна. Сейчас такой способ не практикуется, хотя многие производители, вероятно, согласились бы расплачиваться товаром.
Хозяйства, у которых нет собственных хранилищ, укладывают зерно в специальные рукава. Но, как говорят специалисты, при таком способе качество товара снижается - вместе с ценой. Пожалуй, прибыль сейчас могут получить лишь те хозяйства, что производят зерно на семена. Себестоимость такой продукции выше примерно на 1,5-2 рубля за килограмм. Однако продать его можно вдвое дороже товарного - по нынешним ценам за 11-13 тысяч за тонну. Но семенного зерна производится немного. В основном в регионе собрано товарное, и его запасы растут.
По мнению ряда специалистов, это может отразиться на конечных потребителях, то есть тех, кто покупает в магазинах хлеб и муку. Проще говоря, приведет к росту цен на хлебобулочные изделия. Другие эксперты с этим мнением не согласны:
- Если учесть объемы зерна по стране в целом, то очередного роста цен можно и не ожидать - ведь зерна достаточно, даже если оно сейчас не пошло на рынок, - уверен Сергей Хатунцов.