Страшнее любых санкций

Борьба с африканской чумой свиней давно вышла за рамки сугубо внутренней проблемы и превратилась в угрозу международной безопасности. О том, как борются с этим заболеванием в нашей стране, и какой урон оно нанесло животноводству - в интервью с руководителем исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергеем Юшиным.

30.10.2014
Источник: http://communa.ru/
- К сожалению, только в августе 2013 года в нашей стране был сформирован штаб - комиссия по борьбе с африканской чумой свиней под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича. До этого скоординированной работы не проводилось, хотя ситуация развивались по опасному сценарию - чума прочно обосновалась в дикой природе. 

У нас много лесов, полей, много «авторитетных» владельцев охотхозяйств, которые не дают заниматься ликвидацией и депопуляцией кабанов, потому что им, видите ли, хочется пострелять. Но пока они там охотятся, кабаны разносят инфекцию всё дальше и дальше. 

- Некоторые СМИ пугают население грядущим голодом. На ваш взгляд, есть ли тому основание? Какие страны сейчас поставляют нам свинину? 

- Основными поставщиками сегодня являются Бразилия, в меньшей степени Чили, Сербия, Белоруссия, Молдавия. На днях разрешили сертификацию для поставок свинины с предприятий Украины, открыли для поставок несколько предприятий Китая и Тайланда - стран с высоким экспортным потенциалом, но сложной эпизоотической обстановкой. 

Хотелось бы подчеркнуть, что в России одни из самых жёстких в мире санитарно-ветеринарных требований к поставляемой продукции, и далеко не каждое зарубежное предприятие в состоянии выполнять их в полном объёме. Но все страны очень ценят своё право продавать мясо в Россию, поскольку мы больше платим, чем многие другие страны. 

- Какой ущерб АЧС уже нанесла нашему сельскому хозяйству? Во сколько оцениваются убытки? 

- Африканская чума свиней свирепствует в России уже на протяжении шести с лишним лет. Первые годы с момента выявления очага АЧС на юге нашей страны правительство, федеральные и региональные власти совершенно не понимали глубины проблемы. На сегодняшний день прямые и косвенные убытки от этой болезни превысили 30 миллиардов рублей. 

В ряде регионов чума фактически привела к потере свиноводства как такового. Несколько крупных свинокомплексов были вынуждены утилизировать десятки тысяч свиней в разных регионах. Только в этом году вынужденный убой превысил 200 тысяч голов на индустриальных комплексах. 

- Какие лаборатории работают над созданием антивируса? Есть ли надежда побороть болезнь? 

- Работы над разработкой вакцины ведутся как в России, так и за рубежом. В частности, вакцину совместно разрабатывают Всероссийский НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии (город Покров Владимирской области) и общественный исследовательский Иллинойский университет (США). В разработке уже достигнуты определенные успехи и предполагается, что её можно будет использовать уже в 2016 году. 

Впрочем, не все ученые дают столь оптимистичные прогнозы. Некоторые считают, что создание вакцины от АЧС - задача столь же сложная, как и создание вакцины от ВИЧ - возбудителя СПИДа. Однако над созданием вакцины от ВИЧ ученые всего мира бьются уже не одно десятилетие, на разработку затрачены миллиарды долларов - и всё безрезультатно. Тогда как работы над вакциной от АЧС ведутся не так давно, и финансирование не идёт ни в какое сравнение. Из этого напрашивается вывод, что в ближайшие годы вакцины от АЧС не будет. 

- Сельское подворье трудно представить без свиней. Однако соблюдение современных требований и правил – дело очень затратное. Посоветуйте: что в такой ситуации делать селянам? 

- Нужно понимать, что борьба с чумой – общее дело, поскольку АЧС не только убивает свиней, но еще способна создать серьёзные экономические проблемы и социальную напряженность. От АЧС страдают не только производители свинины, ведь производство свинины обеспечивает работой не только тружеников, непосредственно обслуживающих фермы и комплексы. Я говорю о работниках, занятых выращиванием зерновых культур и производством кормов, работников транспортной сферы, мясоперерабатывающей отрасли и торговли, ветеринарах, агрономах и работниках множества иных сфер деятельности. Важно сохранить индустрию, поэтому никакие рудиментарные меры здесь не помогут. Этот вирус как гангрена, и если рука поражена до предплечья, то бесполезно ампутировать пальцы. 

К сожалению, ситуация сложилась так, что предприятия с низким зооветеринарным статусом представляют угрозу для всех производителей свинины. Несоблюдение требований высокого зооветеринарного статуса при содержании свиней чревато не только заражением свиней в таком хозяйстве и финансовыми потерями их владельцев, но и ограничением возможности реализации свинины соседними хозяйствами и промышленными предприятиями, торговыми ограничениями и финансовыми потерями в различных сферах деятельности, прямо или косвенно связанных с производством свинины в близлежащих регионах, не говоря уже о риске дальнейшего распространения болезни. Поэтому сегодня необходимо повышать зооветеринарный статус свиноводческих хозяйств, независимо от его формы, будь то ЛПХ, КФХ или свинокомплекс, принадлежащий юридическому лицу, ни от его мощности – будь то одна свинья или сто тысяч голов свиней. А если это накладно, то необходимо отказаться от содержания свиней и переходить на выращивание других видов животных, например, кур, коз, овец или кроликов. 

- Опыт каких стран мы могли бы взять на вооружение? 

- Нам нужно активнее использовать свой собственный опыт, в котором есть удачные наработки, но и, конечно, изучать эффективные меры, применявшиеся в борьбе с АЧС в других странах. Например, президент Бразилии скоординировал работу всех государственных учреждений под эгидой министерства сельского хозяйства. Активная фаза искоренения там проводилась в 1978-1979 годах, а с 1980 по 1985 год в стране проводили мониторинг, позволивший Международному эпизоотическому бюро признать страну свободной от АЧС. 

В Испании, где после 25-летнего стационарного неблагополучия по АЧС, ставшего причиной угрозы исключения Испании из Евросоюза, была разработана и осуществлена Программа эрадикации АЧС, позволившая полностью освободить страну от вируса. Но на это понадобилось десять лет. 

Ещё в 2008 году, когда были зарегистрированы первые вспышки АЧС в России, наша ассоциация неоднократно на самом высоком государственном уровне предупреждала, что вирус станет для нас большой проблемой, если срочно не будут приняты жесткие меры по ликвидации начавшейся эпизоотии. Если бы российские власти своевременно воспользовались рекомендациями специалистов по АЧС, провели активные мероприятия по ее искоренению на относительно небольших территориях, используя успешный российский и зарубежный опыт, думаю, что мы давно забыли бы про африканскую чуму свиней. Однако теперь после поражения вирусом колоссальных территорий и распространения болезни в соседние страны борьба с эпизоотией потребует значительно больших временных и финансовых затрат, а также объединения усилий многих стран. Боюсь, что теперь в условиях постоянной угрозы дальнейшего распространения АЧС нам придется жить многие годы.




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews