На биотопливе пока далеко не уедешь

Интересное дело: 4 ноября внесены поправки в закон об энергосбережении, позволяющие использовать на транспорте и в энергетике России не только бензин, природный газ, электричество, но и такие альтернативные виды топлива, как биодизель, биоэтанол, а также источники кинетической энергии.

10.11.2014
Источник: http://www.oblgazeta.ru/
Самое интересное, авторы законопроекта рассчитывают, что это будет способствовать переводу муниципального транспорта на альтернативные виды топлива, что, в свою очередь, позволит снизить стоимость проезда и улучшить экологическую обстановку. Если вспомнить о постоянных воплях муниципалитетов о дороговизне муниципального транспорта, то тема становится ещё интересней.

Рапс, два — и обчёлся

До сих пор в рамках повышения энергетической эффективности региона или муниципалитета можно было замещать бензин и дизель природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией. Но в пояснительной записке говорится и о том, что «в большинстве развитых стран уже приняты национальные программы по замене традиционного топлива другими альтернативными его видами — биодизелем, биоэтанолом, источниками кинетической энергии (ветряными электростанциями), топливными элементами». У нас пока это направление развивается лишь в использовании сжиженного газа.

Если представить автобус, двигатель которого работает на опилках, довольно трудно (хотя технически это осуществимо), то дизельтопливо на основе рапсового масла — вполне реальная вещь. Более того, у нас в области уже начинали над этим работать. В 2008 году правительство региона и Минсельхоз РФ заключили соглашение о начале эксперимента с рапсом. Масленичную культуру, которая традиционно выращивалась для производства комбикормов и нужд пищевой промышленности, решили использовать в качестве сырья для выработки экологически чистого биотоплива. Эксперты предполагали, что до 2012 года на Среднем Урале площадь посевов рапса с 2,5–3 тысяч гектаров увеличится до 30 тысяч и к этому времени, ориентировочно в Ирбитском районе, уже будет построено предприятие по производству биотоплива в промышленных объёмах. Однако быстро выяснилось, что столь смелые планы для уральских аграриев пока невыполнимы, поэтому топливная революция была отложена.

Вот как прокомментировал ситуацию начальник отдела земледелия и семеноводства минсельхоза области Пётр Шестаков:

— Для нас идея с рапсом как топливом пока нерентабельна. Простая арифметика: при нашей урожайности себестоимость одного литра рапсового масла — рублей 30. Но его нужно ещё профильтровать и добавить процентов 10 керосина, и тогда себестоимость окажется рублей 35. На заправке соляра стоит 32 рубля с небольшим, к слову, почти как 95-й бензин, хотя когда-то стоила сущие копейки. Да. пока рапсовое топливо невыгодно, но работы в этом направлении не свёрнуты. Очень интересные исследования ведёт кафедра тракторов и автомобилей в Уральском аграрном университете под руководством профессора Леонида Новопашина. Думаю, им удастся найти подходящий рецепт биотоплива. А посевные площади рапса у нас с 2008 года увеличились с 3,5 тысячи гектаров до 17 с половиной тысяч. Но выращенная культура по-прежнему идёт только на производство масла и жмыха. Маслом из рапса пользуются птицефабрики, а жмых идёт на корм скоту. И если появится более дешёвая технология, то значительную часть техники в области можно будет перевести на биотопливо. В Белоруссии это получается очень даже неплохо. У них по климатическим условиям рапс озимый, из него больше масла получается и обходится оно дешевле, так что во многих хозяйствах стоят небольшие «маслобойки», и трактора работают на этом топливе. На Урале же рапс яровой, масла из него получается меньше, и потому оно обходится дороже…

Так что же, вперёд паровоза рванули наши депутаты? Да нет, при более тесном знакомстве с проблемой выясняется, что парламент страны просто поддержал инициативу законодателей Северной Осетии, позволяющую использовать в энергетике и на транспорте такие альтернативные виды энергии, как био-этанол и биодизель.

Северная Осетия — поставщик биоэтанола

Северная Осетия на сегодняшний день обладает крупнейшими в России мощностями по производству биоэтанола и на протяжении нескольких последних лет реализует крупный инвестиционный проект в этом направлении. Топливный этанол проходит укороченную дистилляцию и в отличие от пищевого спирта содержит сивушные масла и метанол, делающие такой спирт непригодным для питья. Зато такая присадка улучшает качество бензина. Смесь из 10 процентов этанола и 90 — бензина, как её называет во всем мире, E10, имеет более высокое октановое число и уменьшенную на треть токсичность выхлопных газов. Бензин E10 используется в мире уже более 20 лет. Лидером биотопливного рынка до сего момента являлась Бразилия, но она начинает уступать США, где намерены к 2020 году увеличить долю биоэтанола на рынке до 20 процентов.

Что касается цены биотоплива, необходимого для автомобилей, то осетинские эксперты посчитали, что по сравнению с бензином она окажется ниже на 30–40 процентов. Что ж, остаётся только порадоваться за Северную Осетию. Но когда же мы на Урале сможем воспользоваться альтернативным топливом?

Заведующий кафедрой тракторов и автомобилей Уральского государственного аграрного университета, профессор Леонид Новопашин настроен оптимистично:

— Вы даже не представляете, сколько есть перспективных идей и даже разработок на уровне экспериментальных установок! Рапсовое масло пока недоступно не только из-за низкой урожайности. Дело в том, что оно кристаллизируется уже при нулевой температуре. Надо добавлять для понижения вязкости либо керосин, либо бензин, либо спирт, а вот сколько и чего — мы и нащупываем экспериментальным путём. Уже ясно, что можно довести точку замерзания до –15 градусов. Но керосин и бензин — это тоже нефтепродукты, что влияет и на цену, и на экологию. Можно разбавлять этиловым спиртом, себестоимость которого невелика, но кусается цена отпускная, да и продукт этот для России весьма специфический.

Ещё одно перспективное направление — перевод дизельных двигателей на природный газ метан. Сейчас довольно много автомобилей с газовым оборудованием, но они работают на пропане, он — продукт нефтепереработки, считается «грязным» газом и в экологическом, и в техническом смысле. Мы на Иннопроме видели башкирские КамАЗы с этим оборудованием. Цена? Метановое топливо в два раза дешевле традиционного.

А есть и совершенно фантастические, на первый взгляд, разработки. Например, специальная смесь дизельного топлива с… водой. Или водородно-кислородный двигатель с электролизёром, который разлагает воду на водород и кислород, в определённой пропорции эта смесь — тоже топливо. Уверен, кончится нефть — замену найдём быстро.




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews