Рыбоводам пообещали субсидии и научную поддержку
6 ноября в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Совершенствование мер государственной поддержки аквакультуры в Российской Федерации».
В бюджете нашлись деньги на аквакультуру
Открывая слушания, председатель комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин подчеркнул, что для развития товарной аквакультуры недостаточно государственного финансирования. Нужно активно изучать зарубежный опыт, готовить специалистов, возрождать научную базу. «Нельзя думать, что мы все знаем – и китайцы, и норвежцы, даже Вьетнам ушли сегодня далеко вперед на этом направлении», – предупредил он. «В целом у нас есть полная уверенность в том, что динамика будет положительной. Иначе не может быть, если столько внимания уделяется сегодня отрасли», – уверен депутат.
В каких объемах государство готово поддержать рыбоводов, рассказал руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков. Он отметил, что отраслевая государственная программа стала одной из немногих, которые в рамках сложного бюджетного процесса получили дополнительное финансирование – более 30% к 2014 г.
«Сейчас наша основная задача – эффективно и рационально определить направления развития рыбохозяйственного комплекса, которые не только получат дополнительное финансирование, но и обеспечат дополнительный прирост производства или создадут задел для будущего роста», – заявил глава ведомства.
Как сообщает корреспондент Fishnews, в рамках госпрограммы на поддержку проектов в области товарной аквакультуры, включая осетроводство, в 2015 г. планируется направить 400 млн. рублей, в 2015 г. – 609 млн. рублей и в 2017 г. – 600 млн. рублей. По словам Ильи Шестакова, можно было бы просить и больше, но хотелось избежать повторения ситуации с предыдущей ФЦП по развитию рыбохозяйственного комплекса, когда освоение выделенных средств оказалось ниже среднего уровня.
В качестве основного механизма господдержки рассматривается возмещение предприятиям части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (до трех лет), в том числе для приобретения посадочного материала и кормов. Вторая группа – это субсидирование по кредитам на срок до десяти лет, взятым с целью строительства или реконструкции объектов аквакультуры, смолтовых и комбикормовых заводов; приобретения технологического оборудования.
«Мы также предусмотрели выделение дополнительных бюджетных средств на развитие аквакультуры с точки зрения научных подходов, – доложил руководитель Росрыболовства. – Важно создать на базе ряда наших подведомственных научно-исследовательских институтов центры по развитию аквакультуры, которые могли бы осуществлять для бизнеса научное и консультационное сопровождение инвестиционных проектов. Это то, чего сейчас действительно не хватает бизнесу».
Первый из таких центров может появиться на базе Всероссийского НИИ пресноводного рыбного хозяйства. В рамках совета директоров научно-исследовательских институтов Росрыболовства будут определены и другие участники эксперимента. «Задачи, которые мы заложили в государственной программе, и показатели, которые мы заложили в рамках текущего финансирования, а это 350 тыс. тонн [продукции аквакультуры] к 2020 г., достижимы и реализуемы», – резюмировал Илья Шестаков.
Семга требует льгот и субсидий
В формате парламентских слушаний слово получили и представители бизнеса, поделившиеся своим мнением о возможностях государства помочь отрасли. Наиболее активно выступали производители семги, у которых перед глазами пример куда более успешной в этой сфере Норвегии.
«Зарубежные конкуренты опережают наши предприятия, как по объемам производства, так и в плане технологического уровня отрасли. Они имеют богатейший производственный опыт, развитую инфраструктуру, действующие обслуживающие подотрасли, зачастую более благоприятные природные условия и вдобавок пользуются всеми льготами, связанными с вступлением России в ВТО, а также имеют доступ к дешевому финансированию. В результате себестоимость их продукции оказывается существенно ниже, даже с учетом всех затрат на ее доставку и таможенную очистку», – заявил генеральный директор ОАО «Русское море – Аквакультура» Юрий Киташин.
У российских аквафермеров этих преимуществ нет, поэтому уравнять их шансы с импортерами на начальном этапе может только государственная поддержка. «Прежде всего, должна наконец заработать программа субсидирования затрат на уплату процентов по привлекаемым в отрасль кредитам», – считает гендиректор компании. Причем она должна учитывать двух-трехлетний производственный цикл предприятий аквакультуры. Гарантия своевременной выплаты субсидий в свою очередь повысит доступность кредитных средств для рыбоводных хозяйств.
Планы у мурманских производителей обширные. «Объем выращивания товарной рыбы в регионе вырос с 2009 по 2013 гг. в десять раз – до 22,6 тыс. тонн. Прогноз объемов товарного выращивания атлантического лосося и форели: в 2014 г. – 25,4 тонн, в 2015 г. – более 30 тыс. тонн, к 2020 г. – до 84 тыс. тонн», – рассказал первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин. По расчетам областного правительства, объем инвестиций предприятий аквакультуры к 2020 г. составит около 30 млрд. рублей. При этом сумма кредитных средств составит не менее 25 млрд. рублей, так что без субсидий бизнесу придется тяжко.
Другим эффективным механизмом господдержки, по мнению Юрия Киташина, может стать гибкая система таможенного регулирования при импорте технологий и сырья – посадочного материала семги и специализированных рыбоводных кормов. «Было бы разумно обнулить пошлины на эти категории товаров. Мы уже инициировали принятие соответствующих решений», – уведомил он. Кроме того, необходимо развивать соответствующие производства в России, сопровождая их научными исследованиями.
Серьезно сдерживают развитие рыбоводных хозяйств на окраинах страны инфраструктурные проблемы – отсутствие или плохое состояние дорог, мостов, электро- и водоснабжения, гидротехнических сооружений. Самостоятельно решать эти проблемы аквафермеры не могут, а потому надеются на партнерские соглашения с федеральными и местными властями.
В свою очередь председатель Координационного совета «Севрыба» Вячеслав Зиланов обратил внимание на необходимость активизации роли государства при обсуждении проблем аквакультуры на международном уровне. «Участие нашей страны в этом процессе минимально. А здесь не только обсуждаются вопросы защиты окружающей среды или ограничения территорий, где развивается аквакультура, но и идет жесткая конкуренция по недопущению объектов разведения на мировой рынок», – предупредил он.
Пруды остались без мелиорации
«У нас нет проблем по количеству проведенных заседаний, совещаний, в том числе по данной проблеме. К сожалению, реализация большинства наших предложений и рекомендаций оставляет желать лучшего», – с сожалением констатировал председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов. Почему-то получается, что несмотря на заявления руководства отрасли о приоритете и поддержке товарной аквакультуры, на местах многие рыбоводы с прошлого года ощущают негативные последствия, связанные со спешным переверстыванием госпрограмм после структурных изменений в Минсельхозе и сокращением их финансирования.
Так, в 2012 г. на борьбу с болезнями рыб и другие противоэпизоотические мероприятия из бюджета выделялось более 200 млн. рублей, в 2013 и 2014 гг. – чуть более 100 млн. рублей. Сокращение финансирование в два раза может дорого обойтись прудовому рыбоводству, ведь соблюдать самые строгие ветеринарно-санитарные правила и поддерживать благополучную обстановку на водоеме только за счет предприятий нереально.
Еще хуже обстоят дела со средствами, которые на протяжении многих лет выделялись Минсельхозом на мелиорацию прудов. «На сегодняшний день львиная доля выращиваемой в России рыбы – это прудовые хозяйства, тесно связанные с мелиоративными работами, потому что пруды заиливаются, водоподающие и водосборные каналы надо чистить практически ежегодно. Однако в 2014 г. ни рубля на рыбохозяйственную мелиорацию не выделено, притом что у нас часть прудового фонда, особенно в центральном регионе не имеет хозяина», – высказал опасения член правления Ассоциации «Росрыбхоз» Александр Гинзбург.
«Последние несколько лет наши рыбоводы четко видели и чувствовали заботу Минсельхоза, пусть и небольшую, – либо на пруды, либо на противоэпизоотику, либо на возмещение кредитных ставок. В 2013 г. стало хуже, в 2014 г. – тишина, а 2015 г. – пока только говорим, что будет», – согласна начальник отдела рыбного хозяйства департамента природных ресурсов Новгородской области Наталья Емельянова.
«Мы очень много говорим об этом правильно и хорошо – и президент, и председатель правительства, и Госдума, и Совет Федерации, поэтому создается впечатление, что все вроде бы должно работать. Но от разговоров дела не делаются. Два года назад не было разговоров, а была реальная государственная поддержка, которую мы сейчас утратили. Инвестиционные проекты в течение года не поддерживаются, я имею в виду субсидирование процентных ставок. В этом году уже нет денег на восстановление рыбоводных прудов, которые были искусственно изъяты из сельскохозяйственной программы, но в единую рыбную госпрограмму не попали», – прокомментировал ситуацию председатель правления Ассоциации «Росрыбхоз» Василий Глущенко.
По его словам, прудовое рыбоводство, которое на сегодняшний день является основным поставщиком на рынок столовой рыбы, не требует с учетом положения с бюджетом какого-то дополнительного финансирования или новых льгот. Рыбоводные хозяйства просят лишь восстановить те небольшие средства, которые раньше выделялись по линии Минсельхоза, чтобы не допустить потерь по здоровью рыб и по состоянию прудов.
Завершая обсуждение, Владимир Кашин пообещал отразить поступившие предложения в рекомендациях по итогам парламентских слушаний, которые будут затем разосланы в правительство, администрацию президента, профильные комитеты Госдумы, Минсельхоз и другие заинтересованные органы власти.