Грузоперевозки будут стагнировать вместе с экономикой
Стагнация российской экономики только усугубляет ситуацию на рынке грузовых перевозок. Возить грузы в следующем году станет дороже как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.
Замедление российской экономики уже негативно сказывается на грузовых перевозках. В прошлом году рост экономики составил всего 1,3%, объемы перевозок грузов упали на 2,6%. При этом доля транспортного сектора в ВВП составляет около 5%.
Тариф растет
В этом году существующие темпы удавалось поддерживать в основном благодаря заморозке тарифов на железнодорожные перевозки. В частности, перевозки черных металлов по сети РЖД за десять месяцев текущего года составили 59,3 млн тонн. Рост объемов в годовом соотношении – 1,6%. Однако, по прогнозу РЖД, общий объем грузоперевозок в этом году все равно сократится на 1,2–1,8%. В январе — октябре этот показатель упал на 0,9% в годовом выражении (до 1,021 млн тонн).
В следующем году ситуация для грузоотправителей будет еще сложнее: в сентябре премьер Дмитрий Медведев принял решение о росте тарифа железнодорожной монополии на 10% в 2015 году, хотя ранее планировалось, что тариф будет расти гораздо меньшими темпами (4,8%).
Соответствующее решение должно быть оформлено в ноябре. Впрочем, сейчас «поблажка» для монополии кажется не столь существенной: власти не исключают, что в начале следующего года инфляция достигнет двузначных чисел, хотя по итогам года рост цен может составить 8,5%. «Эти повышения тарифа даже не превысят инфляцию. В результате по факту даже тариф 10% не компенсирует роста цен в промышленности и объемы инфляционных рисков, с которыми мы сталкиваемся», — сказал в интервью «Газете.Ru» глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
Грузоотправителям, впрочем, и такое повышение кажется весьма значительным: из-за увеличения тарифов могут пострадать металлургическая, угольная, цементная, топливная промышленности, рынок удобрений, зерна, лома, лесное хозяйство. Неожиданным решением о росте тарифов оказались недовольны все: от нефтяников, металлургов и угольщиков до производителей рыбы. В монополии, впрочем, утверждают, что тарифная составляющая для большинства отраслей не столь велика. Однако пересмотр решений по тарифам негативно сказывается на бизнес-планах компаний.
«Если есть предсказуемость, то нас устраивает показатель не выше инфляции. Можно понимать, как планировать свои расходы. Предприятия не стоят на месте, все пытаются инвестировать. Но инвестиции любят предсказуемость», — поясняет «Газете.Ru» председатель комиссии по транспорту НП «Русская сталь» Михаил Щербинин.
При этом затраты на транспортировку продукции в будущем году возрастут, возможно, больше, чем на 10% из-за роста ставок операторов на предоставление вагонов.
«Увеличение на 10% инфраструктурной составляющей в следующем году – это не просто увеличение тарифа РЖД, ставка складывается из тарифа РЖД плюс операторская ставка», — отметил эксперт.
Алексей Безбородов, гендиректор исследовательского агентства InfraNews, надеется, впрочем, на то, что эта операторская составляющая вырастет не так существенно. Он ожидает нулевого роста рублевого тарифа по полувагонам, по остальным вагонам – рост максимум 4–5%. «Итоговый рублевый тариф на полувагоны не вырастет и скорее всего даже уменьшится. По контейнерным и прочим грузам итоговый тариф вырастет на 4–5%. Для экспортных же компаний долларовый тариф уменьшится, по сути, на 25–30%», — поясняет эксперт.
Пересесть на автомобиль
Одним из следствий роста тарифов может стать переориентация части грузоотправителей на автомобильный транспорт. Cреди плюсов автомобильных перевозок транспорта участники рынка отмечают отсутствие необходимости заблаговременно подавать заявки на перевозку (на железной дороге экспортные перевозки приходится планировать заблаговременно за 45 суток). Кроме того, автомобильный транспорт в большей степени ориентирован на относительно мелкие партии груза, поэтому сроки доставки этих партий более прогнозируемы. Также на автомобильном транспорте отсутствуют дополнительные сборы и расходы на охрану и сопровождение отдельных видов грузов.
Однако и эти плюсы не станут панацеей: учитывая рост цен на бензин, автомобильные перевозки также дорожают. Оптовые цены на бензин в России с начала года подскочили на 20–30% (в зависимости от марки). Розничные цены пока отстают, но и они выросли уже на 6–10%, по итогам года этот рост может составить 15%. Кроме того, на топливные цены повлияет так называемый налоговый маневр, предполагающий снижение экспортной пошлины за счет роста налога на добычу нефти. Из-за этого себестоимость добычи сырья поднимется, но при этом его станет выгоднее экспортировать. Таким образом, мало того, что нефтепродукты подорожают, нефти для их производства будет меньше, что теоретически способно вызвать дефицит, который приведет опять-таки к росту цен на топливо.
Кроме того, 15 ноября 2015 года по решению Госдумы будет введена плата с грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых более 12 тонн, за использование автодорог общего пользования федерального значения.
Это увеличит стоимость автомобильных перевозок примерно на 5–8% в зависимости от расстояния, отмечает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, в итоге соотношение цен между автомобильными и железнодорожными перевозками существенно не изменится.
Тем не менее переток грузов может наблюдаться в том числе, например, у нефтяников. «Нефтяные компании все активнее используют автомобильные перевозки при поставке с НПЗ на собственные АЗС (эта схема экономически гораздо более выгодная, чем поставка вагонами с НПЗ на нефтебазы и затем автотранспортом с нефтебаз на АЗС) и для расширения возможности таких поставок наращивают мощности автоналивных эстакад. Потенциально в данном сегменте речь может идти о переключении с ж/д на автотранспорт от 0,7 млн до 1,2 млн тонн в год», — говорит Бурмистров. По его оценке, в следующем году грузооборот РЖД с учетом порожних вагонов вырастет примерно на 1,4% и превысит 3,1 трлн т-км, что существенно ниже уровня 2014 года, когда аналогичный показатель по итогам года составит не менее 4,4%. Отраслевые эксперты прогнозируют усиление конкуренции между различными грузоперевозчиками: с учетом падающих макроэкономических показателей грузов на дорогах будет все меньше.