Политика ЦБ мешает работе Минсельхоза РФ

Пятый месяц россияне не едят продукты западного производства из-за введения в начале августа против стран-санкционеров российского продуктового эмбарго. Ответные санкции России запретили ввоз молочной, мясной, овощной и фруктовой продукции на территорию РФ, если она произведена в Канаде, США, ЕС, Австралии или королевстве Норвегии.

18.12.2014
Источник: http://rueconomics.ru/
О том, когда россияне смогут взамен запрещенных продуктов употреблять отечественную продукцию и как неблагоприятные экономические условия в стране сказываются на исполнении госпрограмм сельского хозяйства, в ходе итоговой пресс-конференции года рассказал глава министерства сельского хозяйства РФ Николай Фёдоров.

Резкое повышение цен на гречку — спекулятивный ажиотаж

Резкий рост цен на гречневую крупу (в среднем, с 55 до 80 рублей) министр назвал необоснованным и в доказательство привел данные своего ведомства.

«Гречихи по этому году мы собрали 680 тонн. Средний многолетний сбор гречихи 666 тысяч тонн, а мы собрали значительно больше, чем эта цифра», — привел данные министр.

Он подчеркнул, что «к этим 680 тысячам тонн имеются запасы гречихи — более 41,1 тысячи тонн одной гречихи».

«Этот запас оставался достаточно большим, потому что предыдущий год был обильным на урожай гречихи, и цена, кстати, в прошлом году упала у производителей гречихи на 5%: эта крупа была дешевле, чем в предыдущие годы», — пояснил чиновник.

Также Федоров заметил, что, кроме данных запасов, есть еще «несобранная гречиха»: «Весной еще доберем с 200 тысяч гектаров гречихи, которая осталась в Алтайском крае под снегом — около ста тысяч тонн гречихи».

«Гречихи в стране — выше крыши. Оснований для ажиотажа нет, а то, что происходит на рынке — не под нашим контролем. Мягко говоря, это в компетенции Минпромторга и Федеральной антимонопольной службы. Поэтому, если есть такие странные взлеты цен на гречиху, то региональные штабы по контролю за рынком должны обращаться в ФАС», — сказал Федоров. По его словам, Минсельхоз уже обратился в ФАС, и уже есть раскрытые случаи нарушения. «Нарушителям, которые нами замечены, назначены соответствующие штрафы. А вся ситуация с гречкой — спекулятивный ажиотаж», — заключил глава Минсельхоза.

Зерна, картофеля, сахара и подсолнечного масла достаточно для экспорта

«Мы на сегодня собрали почти 111 млн тонн зерновых. С оценкой рефакции мы предполагаем, что 104 млн тонн зерна в закромах имеется», — рассказал глава федерального аграрного ведомства.

По его словам, экспортный потенциал зерна не изменился, и до сих пор продукт можно поставлять за рубеж безболезненно: «30 млн тонн — это наш экспортный потенциал зерна, который с учетом внутреннего потребления приемлем, реален, безболезнен».

Тем не менее, чиновник сообщил и про проблемы. «Из-за низкого покупательского спроса повышены минимальные закупочные цены на пшеницу на 40-50%.Так, на пшеницу третьего класса в европейской части России цена повысилась с 6750 рублей до 10 100 рублей, в азиатской части — с 6400 до 10 000 рублей. Также цена на пшеницу четвертого класса в европейской части составляет 9300, в азиатской части — 9200 рублей».

Министр обратил внимание, что в части «второго хлеба» — картофеля — россияне обеспечены хорошо: «Картофеля собрано больше, чем в прошлом году, почти на 1,5 млн тонн, — сказал Фёдоров. — Валовый объем производства зерна и картофеля заметно превышает пороговые показатели доктрины продовольственной безопасности. Впрочем, так же, как и производство белого сахара и подсолнечного масла», — подчеркнул глава Минсельхоза.

По словам Фёдорова, сахарной свеклы мы собрали меньше, чем в прошлом году, но сахара в стране будет больше, чем в прошлом году: «Это связано с очень высокой сахаристостью».

«Мы будем заметными экспортерами подсолнечного масла и белого свекловичного сахара. Так что поводов для беспокойств по поводу дефицита быть не должно», — резюмировал глава федерального аграрного ведомства.

Лосося меньше, но товарной рыбы — больше

«По году будет уменьшение. Потому что нам предстоит неурожайный год», — заявил Фёдоров. По словам главы министерства сельского хозяйства, прежде всего, это повлияет на рыбу семейства лососевых. «Некоторое уменьшение — на 2-3% — может быть, но при этом увеличивается на 7-8% производство «товарной» аквакультуры», — отметил он.

Увеличение производства товарной аквакультуры глава Минсельхоза считает заслугой государства: «Мы приняли госпрограмму и специальный закон о поддержке аквакультуры на предстоящие три года в Госдуме в трехлетнем бюджете и заложили увеличение поддержки водных биоресурсов на 9,4 млрд рублей».

«За счет этого мы к 2020 году планируем удвоить производство товарной аквакультуры — продукции, которая выращивается в искусственных водоемах», — заключил министр сельского хозяйства.

Половину мясной продукции, попавшей под эмбарго, заменит отечественная

«Мы ожидаем более 400 тысяч прироста скота в убойном весе. Это плюс 5%. Обращаю внимание на такой важный момент, что это сопоставимо с половиной того объема импортируемого мяса, которое попало под эмбарго», — заявил Федоров.

Чиновник объяснил, что под эмбарго попало (округленные цифры) примерно 800 тысяч тонн, а закупаем мы 1,6 тысячи тонн.

«Вот эти 800 тысяч тонн, попавшие под эмбарго, своим увеличением производства заместили, — пояснил Фёдоров. — Мы собственным производством заместили половину той продукции скота и птицы. Другую половину мы заместили частично продукцией Белоруссии, Казахстана, стран СНГ, Турции, КНР и другими».

«Это все благодаря госпрограмме. Не было бы ее — мы не смогли бы заместить продукцию», — отметил министр.

Глава федерального аграрного ведомства обратил внимание, что с молоком все обстоит иначе. «Есть надежда на изменение негативного тренда. Мы все эти годы теряли поголовье, и, как следствие, уменьшалось производство молока, — сказал он. — Пока еще сохраняется тенденция к уменьшению поголовья коровьего стада, но уменьшения производства быть не должно — из-за увеличения эффективности дойного стада, а также за счет увеличения количества молока в сельхозорганизациях на 2,3% — это плюс 323 тысячи тонн, — и за счет увеличения производства в крестьянских фермерских хозяйствах на 6,2% — 110 тысяч тонн».

Новая ключевая ставка ЦБ поставила под вопрос выполнение госпрограмм Минсельхоза

«Нам удалось в этом году, благодаря той ситуации, которая сложилась, форсированно, в отличие от наших планов и графиков, закрыть проблему по инвестиционным кредитам», — заявил Фёдоров.

Министр сельского хозяйства напомнил, что в декабре Минсельхоз направил в регионы еще 20 млрд рублей, которых не было в бюджете: «Эта сумма пошла на реализацию более 860 тысяч проектов, и по этим проектам мы нарастим почти 600 тысяч тонн свинины, мяса птицы более чем на 400 тысяч тонн, молока — на 500 тысяч тонн, и увеличим площадь под овощами защищенного грунта почти на 400 гектаров».

По словам чиновника, эти цифры свидетельствуют о том, что при сохранении текущего финансирования через 2-3 года возможно заместить весь импорт мяса и мясной продукции.

Однако станет ли это возможным при дальнейшем ослаблении рубля и нарастании неблагоприятной экономической обстановки в России, глава Минсельхоза не знает: «Не на все хватает компетенции Минсельхоза, где-то нужна компетенция правительства, президента и Госбанка».

Информация об изменении ключевой ставки Центробанка РФ с 10,5% до 17% стала новостью для Николая Фёдорова, и сразу он не решился дать подробный комментарий, ссылаясь на то, что его ведомство не может диктовать ЦБ свою политику, и оценивать это решение должны правительство и президент РФ.

«В настоящее время ни одно миниcтерство, даже Минэк и ЦБ, не могут, как видно из работы с ними, рассчитывать точно стопроцентно сценарий из информации, которую мы имеем. Все находится у нас в работе, мы представляем наши оценки коллегам в правительстве и руководству страны о том, что может измениться в зависимости от курса рубля по отношению к валютам. Это мой формальный ответ, но большего не могу сказать, потому что решений нет и быть не может. Для того чтобы они были, надо добиться изменения бюджета — тогда можно будет заявить, что мы просчитали и в соответствии с расчетами представили», — резюмировал глава министерства сельского хозяйства РФ.

После пресс-конференции министр сельского хозяйства РФ признался, что выполнение госпрограмм при таком ухудшении состояния экономики может стать невозможным.

Анна Анина




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews