Зерно под домашним арестом
Россельхознадзор ограничил выдачу разрешений на экспорт зерна. Это может поставить сельхозпроизводителей в сложное финансовое положение.
Россельхознадзор перестал выдавать сельхозпроизводителям фитосанитарные сертификаты на экспорт зерна по большинству направлений, говорится в письме Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП) вице-премьеру Аркадию Дворковичу (копия есть у «Ведомостей»). Письмо подлинное, подтвердил подписавший его президент ассоциации Сергей Балан. Дворкович письма еще не получал, сообщила его представитель, добавив: задача правительства — увеличение поставок зерна на внутренний рынок.
Наличие фитосанитарного сертификата — необходимое требование для вывоза зерна из России. Но, по информации НАЭСП, ряд региональных подразделений Россельхознадзора в экспортно-ориентированных регионах получили указание из центра «избирательно» выдавать сертификаты на зерно, предназначенное для продажи за границу, говорится в письме. Сертификаты не выдаются без объяснения причин на все зерно, за исключением адресованного в Египет, Турцию, Индию и Армению, пишет Балан. На эти страны приходится 38% экспорта пшеницы и 33% зерна в целом, подсчитал сотрудник зерновой компании.
В последнее время сотрудники Россельхознадзора в портах под разными предлогами задерживают выдачу экспортерам фитосанитарных сертификатов на зерно, уже купленное у производителей, подтвердил «Ведомостям» топ-менеджер крупной компании-экспортера. По его сведениям, сотрудникам службы дано негласное распоряжение не выпускать зерно на экспорт; прежде всего это касается Ростовской области и Краснодарского края. О той же проблеме слышали от экспортеров и поставщиков гендиректор «Прозерна» Владимир Петриченко и сотрудник зерновой компании, не состоящей в НАЭСП.
В Краснодарском крае расположены крупнейшие мощности по перевалке зерна на экспорт — Новороссийский зерновой терминал и Новороссийский комбинат хлебопродуктов, также зерно экспортируется через порт Ейска. В Ростовской области основные отгрузки идут через Ростовский и Таганрогский порты. Получить комментарии у их представителей вчера не удалось. А сотрудник компании, работающей в порту Новороссийска, говорит: отгрузки пока идут, но по старым сертификатам — новые не выдаются.
Это не что иное, как скрытая форма госрегулирования экспорта зерна, которое «не только антирыночно, но и аморально, так как наносит имиджевый вред российскому зерну», говорится в письме Дворковичу, ведь невыдача фитосанитарных сертификатов возможна, только если зерно плохого качества, а это не так. Ассоциация просит, чтобы вице-премьер поручил ведомствам изучить целесообразность введения ограничений на экспорт зерна с учетом ее позиции.
Россельхознадзор не подтверждает прекращения сертификации, говорит представитель Минсельхоза (Россельхознадзор входит в структуру министерства): «Служба работает в штатном режиме, в рамках законодательства». Представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко переадресовал корреспондента «Ведомостей» к начальнику управления фитосанитарного надзора и качества зерна Александру Исаеву, с ним связаться вчера не удалось.
По словам Петриченко из «Прозерна», Россельхознадзор вправе не выдавать сертификат без объяснения причин в течение трех дней. Затем он должен либо назвать причину, либо предъявить дополнительные требования к экспортеру, либо выдать сертификат. Если экспорт зерна не восстановится, то сельхозпроизводители недополучат существенные деньги и весенние полевые работы пострадают, волнуется Петриченко.
Большая часть зерна, на которое заключены экспортные контракты, уже вывезена, возражает зерновой трейдер. Приостановлена отгрузка по контрактам, заключенным месяц-полтора назад, причем с производителями трейдеры уже расплатились, знает сотрудник консалтинговой компании.
В этом году Россия собрала второй в истории урожай зерновых — 104 млн т, но для внутреннего рынка государство закупило всего 279 700 т.
Девальвация рубля сделала продажу зерна в госфонд невыгодной для сельхозпроизводителей, у них есть возможность продать его трейдерам по цене, приближенной к мировой. В этот вторник Минсельхоз в 1,5 раза повысил цены на закупку зерна через механизм государственных интервенций — до 9000-10 100 руб. за 1 т (в зависимости от класса пшеницы). Но экспортные цены все равно выше: например, 1 т пшеницы на FOB Новороссийск стоила по состоянию на 12 декабря $258 (данные ИКАР), или 14 136 руб. по тогдашнему курсу ЦБ.
В этом году из России вывезено, по оценке Петриченко из «Прозерна», 19 млн т зерна, общий экспортный потенциал страны — 32 млн т. Основные покупатели российского зерна — Турция, Египет, Йемен, Израиль, Грузия, Судан, ЮАР, Иран и Южная Корея. Но большая часть зерна вывозится по контрактам, подписанным с офшорными зонами и европейскими странами, обращал внимание руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт и предлагал Минсельхозу не выдавать экспортерам фитосанитарные сертификаты на третьи страны, чтобы сделать рынок прозрачнее. Похоже, Минсельхоз его услышал. «Единственное, на что стоит обратить внимание, — на ограничение экспорта зерна, который идет через подставные офшорные фирмы, — заявил на днях российский министр сельского хозяйства Николай Федоров. — Здесь надо наводить порядок». Впрочем, радикальных мер, вынуждающих экспортеров пересматривать уже заключенные соглашения, не будет, обещал он.
У колхоза «Знамя Ленина» (Краснодарский край) не продано еще около 40% зерна, но у него есть финансовая подушка безопасности, которая позволит продержаться до нового урожая даже при колебаниях курса рубля и стоимости пшеницы, говорит его председатель Юрий Хараман. Кроме того, можно продавать, в том числе на экспорт, и переработанное зерно — муку. Мелкие хозяйства уже продали свой урожай, а крупные, особенно те, у кого есть животноводческие активы, будут держать зерно до последнего, рассуждает сотрудник другого агрокомплекса.
Мария Кунле
Ирина Скрынник