Агрохолдинги хотят скупать быков у фермеров
Для развития мясного скотоводства нужна кооперация фермеров с агрохолдингами и друг с другом. Речь об этом зашла на профильном семинаре в рамках выставки «Молочная и мясная индустрия 2015».
27.03.2015
Источник: SoyaNews
«Все крупные предприятия в мясном скотоводстве заинтересованы в сотрудничестве с фермерами на кооперативных основах», - говорит гендиректор Национального союза производителей говядины Денис Черкесов. Передача фазы «корова-теленок» на аутсорсинг позволяет игрокам сократить издержки на строительство фидлотов. Убойные комплексы, недавно запущенные в Брянской, Воронежской и в Оренбургской областях, готовы скупать поголовье в радиусе полутора-двух тысяч километров, сообщил лоббист. Они обеспечат спрос на говядину как минимум в 15 субъектах страны, формируя фермерам-скотоводам благоприятную экономику.
Откормочные площадки «Мираторга» в Брянской и Орловской областях готовы покупать у фермеров скот на доращивание, подтверждает вице-президент агрохолдинга Александр Никитин. Фидлоты рассчитаны на интенсивный откорм скота любой генетики, поэтому примут даже животных молочных пород. Также хозяйства могут продать «Мираторгу» мясной скот и выбракованных молочных коров на убой. Возможно и обратное взаимодействие. Хотя холдинг еще формирует собственное маточное стадо, планируя за 3-4 года нарастить его до 300 тысяч голов (сейчас – больше 110), в качестве эксперимента он согласен поставлять фермерам нетелей с подтвержденной беременностью.
«Мы готовы к кооперации и диалогу с фермерами, откормочными хозяйствами и молочными комплексами», - заявил г-н Никитин. По его словам, убойный комплекс сознательно построен «на вырост». Заполнить его мощность (400 тысяч голов в год) собственным поголовьем удастся только через 5-7 лет. Сейчас крупнейший российский производитель говядины готов скупать на убой до 200 тысяч голов в год. Ранее «Мираторг» купил несколько кораблей молодняка из Австралии. Сегодня импорт невыгоден из-за падения рубля. Остаются только внутрироссийские источники – как собственные, так и внешние.
Роль молочного скотоводства в производстве говядины будет снижаться из-за увеличения молочной продуктивности. Единственным источником роста сегмента станут мясные и помесные породы, уверен Никитин. «Мы всегда рассчитывали на собственные силы, потому что аутсорсинг и кооперация в России развиты слабо, - цитирует его SoyaNews. - Во всем мире в скотоводстве очень четкое разделение труда. Например, в США кто-то занимается фазой «корова-теленок», кто-то - доращиванием, кто-то - откормом, кто-то - убоем, кто-то - генетикой. Все это отдельные бизнесы. В России, к сожалению, такое разделение пока невозможно, поэтому мы вынуждены развивать все ступени этой вертикали».
По данным аналитиков «СовЭкон», с 2006 года отечественное производство говядины остается на уровне 1,7 млн т. Объем рынка по итогам 2014 года эксперты оценили в 2,5 млн т, треть из которых составил импорт. «В отличие от свиноводства и птицеводства, производство говядины в целом по России в основном сосредоточено в малых предприятиях – хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах, - говорится в исследовании агентства «Животноводство России на перепутье: перспективы развития и региональные аспекты». - На их долю за последние 5 лет приходится в среднем 68% от общего объема производства».
Фермеры должны стать стратегическими партнерами крупной переработки, убежден исполнительный директор Национальной ассоциации скотопромышленников Роман Костюк. По его мнению, отрасль не сложится, если КФХ не воспользуются потребностью агрохолдингов в поголовье. Эксперт призывает фермеров не гнаться за получением всей добавочной стоимости, а наращивать свои маточные стада. «Сегодня мы имеем в отрасли с трудом 700-800 тысяч мясных и помесных коров, - объясняет он. - Все наше маточное стадо можно съесть за месяц, и не будет больше в России мясного скотоводства».
Заинтересованные в сырье переработчики могут поддержать мелких производителей вместо банков, предлагает представитель ассоциации. Авансирование законтрактованной продукции сгладит недоступность кредитов.
Поскольку покупательная способность населения будет падать, рассуждает г-н Костюк, фермерам нужно думать об эффективности, а не строить собственные бойни. Объединение мелких скотоводов в кооперативы позволит заменить дорогие кредиты госсубсидиями, а также снизит издержки на кормозаготовительную технику. Отказавшись от создания полного цикла и сосредоточившись на фазе «корова-теленок», КФХ высвободят ресурсы для повышения качества продукции.
«Консолидируясь в качестве группы владельцев маточных стад, вы создаете более весомый поток сырья, который через единую площадку откорма выкупается крупными предприятиями по согласованному графику и согласованной цене», - советует фермерам Роман Костюк.