В Алтайском крае заведено беспрецедентное количество уголовных дел о хищениях субсидий на приобретение кормов
Тяжелейшей выдалась в этом году посевная кампания в Алтайском крае. Мало того, что из-за погодных условий она началась на две недели позже обычного, и во многих хозяйствах приходилось расчищать поля от неубранного прошлой осенью урожая. Дополнительную головную боль принесли массовые судебные преследования фермеров и руководителей крупных сельхозпредприятий.
Сейчас в судах различного уровня рассматриваются или уже рассмотрены дела о мошенничестве и хищении субсидий, которые выделяет государство на поддержку сельхозтоваропроизводителей. Речь идет о возмещении части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота (постановление правительства РФ №179 от 21 марта 2011 года). На недавно прошедшей в Барнауле региональной экономической конференции "Развитие малого и среднего бизнеса: вызовы, угрозы, возможности и перспективы" были приведены такие данные: с 2011-го по 2015 год в крае возбуждено 160 таких дел, из них 85 уже передано в суд, а 29 прекращено по различным поводам. По информации Алтайского союза предпринимателей (АСП), руководители около трех десятков хозяйств, подпавшие под уголовное преследование, подали заявления о банкротстве.
Сложившуюся ситуацию для Сибири можно считать уникальной - такого количества связанных с аграрными субсидиями дел нет ни в одном другом регионе СФО. Более того, подобные споры там решаются через Арбитражный суд. На Алтае же главам хозяйств вменяется хищение путем мошенничества. Причем по одной и той же схеме - через фиктивную куплю-продажу кормов друг у друга. Об этом якобы свидетельствует подписание договоров, товарных накладных и иных документов, подтверждающих факт совершения сделки.
Аграрии, в свою очередь, обращают внимание на то, что ни по одному из известных им дел не был проведен анализ документации, как того требует гражданское законодательство. Не назначались и не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В материалах дел отсутствует даже анализ законодательных актов, регулирующих правоотношения при предоставлении субсидий. А ведь в случае нарушений при получении либо использовании таких средств предусмотрен порядок возврата. При этом, по мнению юристов, взыскание бюджетных денег возможно лишь в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.
- С точки зрения здравого смысла начинать нужно со Счетной палаты, - уверен фермер Александр Жаворонков. - Именно она должна установить, было ли нецелевое использование субсидий. И уже потом нужно заставить хозяйство вернуть незаконно полученные деньги. Если в ходе проверки устанавливается факт хищения руководителем предприятия бюджетных средств, то подключается полиция. У нас же сразу пришли полицейские, изъяли все документы и компьютеры.
Главы хозяйств настаивают на том, что никакого хищения не было, и требуют объективного расследования. Между тем статистические данные показывают, что в 2011-2012 годах в хозяйствах не только сохранили стадо (как того требовали условия получения субсидий), но и увеличили его.
- Кто пострадал от наших действий? Главное управление сельского хозяйства края, представители которого в судах заявляют о том, что ущерба нет и, соответственно, претензий тоже? Личной выгоды не просматривается - все полученные субсидии были использованы для поддержания поголовья стада. Это признали даже в судах: по всем уголовным делам были сделаны выводы об отсутствии присвоения либо растраты руководителями хозяйств хотя бы незначительных сумм. Сейчас каждый день говорят об импортозамещении, о том, что Алтайский край может сыграть в этом важную роль. А между тем часть сел будет поставлена или уже поставлена на грань вымирания. Ведь ни для кого не секрет, что глава хозяйства - и работодатель, и соцзащита, и гарантия развития. Не будет хозяйства - село вымрет. Ради чего все это делается? - недоумевает Александр Жаворонков, дело которого рассматривается в суде первой инстанции.
С ним согласны представители предпринимательских объединений края, поддержавшие сельхозпроизводителей.
- Существующая схема выделения бюджетных денег на поддержку сельхозпроизводителей требует создания искусственных условий для того, чтобы отчитаться об использовании средств. Это уже является препятствием в развитии сельского хозяйства, а ведь именно на него и направлена господдержка. Со стороны правоохранительных органов остается формальный подход к рассмотрению таких дел. Чтобы отрапортовать о возвращении в бюджет якобы нецелевым образом использованные деньги, загубили десятки хозяйств. Получается, что средства выделялись на поддержку сельского хозяйства, а оно из-за этого разрушается. Нонсенс, - убеждена член правления АСП Татьяна Ларина.
Другие эксперты также указывают на присутствие в этой истории определенной кампанейщины. Формальный повод к ней дал несовершенный механизм выделения субсидий. Сельхозпроизводители и предприниматели в один голос говорят о необходимости упрощения процедуры получения субсидий, о недопустимости бездушного отношения к судьбам людей. За примерами далеко ходить не надо: в одном из районов судья под копирку переписал приговор суда Немецкого национального района и забыл поменять в тексте фамилию осужденного. Ошибку потом исправлял Алтайский краевой суд в апелляционной инстанции.
Аграрии говорят о том, что сложившаяся ситуация плачевным образом сказывается на состоянии молочной отрасли - среди фигурантов уголовных дел преобладают именно "молочники". Фермеры, подпавшие под преследования, говорят, что теперь "ни за какие коврижки не будут брать субсидии и играть с государством в эти игры". Но как быть крупным хозяйствам с развитым животноводством и большой социальной нагрузкой? Без господдержки им не выжить.
А что же власти? Лишь в некоторых сельских районах вступились за своих "кормильцев". Администрации Поспелихинского района удалось убедить представителя следственных органов в том, что договоры-купли продажи и хранения - это вполне законная практика. Не было гонений на руководителей хозяйств и в Родинском районе, хотя и там в 2011 году получали субсидии.
Обозначила свою позицию и краевая администрация. Вот что сказал корреспонденту "РГ" вице-губернатор Александр Лукьянов, курирующий аграрный сектор:
- Еще когда готовилось постановление правительства о субсидиях, у нас был разговор с замминистра сельского хозяйства Вахитовым (Шамиль Вахитов был освобожден от занимаемой должности летом 2012 года. - Прим. ред.). Я просил внести в текст постановления небольшое изменение - добавить формулировку "не только на приобретение кормов, но и на заготовку". Под эту формулировку можно было подвести и закупку ГСМ, и выдачу заработной платы, и другие расходы. Захотел крестьянин - купил на полученную субсидию готовые корма, захотел - потратил деньги на их заготовку. Доводы мои выслушали, вроде бы согласились, но в итоге родилось постановление с прежней формулировкой, и теперь мы имеем то, что имеем. Судебные прецеденты есть и на других территориях. Почему в Алтайском крае их так много? Во-первых, мы тогда получили значительный транш - в регионе большое поголовье крупного рогатого скота. Во-вторых, не у всех были правильно оформлены документы.
Пока по делам о субсидиях суды выносят решения об условных сроках наказания. Но аграриям, угодившим в капкан субсидий, от этого не легче - страдает репутация, страдает дело. И как быть с установкой руководства страны "Хватит кошмарить бизнес"?
Кстати
Конференция "Развитие малого и среднего бизнеса в Алтайском крае: вызовы, угрозы, возможности и перспективы", организаторами которой выступили Алтайский союз предпринимателей, Алтайское региональное отделение "Деловой России", отделение "ОПОРы России", "Союз промышленников Алтайского края", Союз крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края, в своей резолюции осудила практику уголовного преследования сельхозтоваропроизводителей за нецелевое использование субсидий "при условии их направления на развитие хозяйства, а не с целью использования в личных корыстных целях".
Комментарий
Юрий Шелудяков, председатель совета крестьянско-фермерских хозяйств Новосибирской области:
Получить государственную субсидию для сельхозпроизводителя не так просто: нужно множество документов, подтверждающих необходимость ее выделения. К тому же это очень строгая отчетность. Никто не раздает субсидии направо и налево. В Новосибирской области были единичные случаи, связанные с нецелевым расходованием этих средств - может быть, два или три. И то здесь были задействованы скорее околоаграрные компании, не занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции напрямую. Против них в свое время было начато судебное производство. О массовом уголовном преследовании аграриев за растрату субсидий в нашем регионе речи не идет.
Сергей Зюзин