Фермеры юга России развивают альтернативное животноводство
Адаптируясь к ситуации, деятельные предприниматели не только развивают традиционное производство, но и в качестве альтернативы импорту переходят на "забытые" отрасли животноводства - выращивая кролика, индейку и утку.
Сельхозпроизводители юга России в условиях антироссийских санкций и введенного Россией в качестве ответной меры продуктового эмбарго, с одной стороны, столкнулись с возросшим спросом на свою продукцию, а с другой — ощущают потребность в качественном сырье местного производства.
В августе 2014 года Россия ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции, в том числе из ЕС. Под запрет попали мясо, колбасы, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция. В конце прошлого месяца власти продлили эмбарго до 5 августа 2016 года, исключив из списка молодь устриц и мидий, запретив ввоз любых сыров и ужесточив правила ввоза безлактозных молочных продуктов.
Адаптируясь к ситуации, деятельные предприниматели не только развивают традиционное производство, но и в качестве альтернативы импорту переходят на "забытые" отрасли животноводства — выращивая кролика, индейку и утку.
Дорогое сырье и новые рынки
По словам директора мясного бизнес-комплекса ООО "Группа Агроком" из Ростовской области Александра Ремета, все, что влияет на ограничения конкуренции, обходится компании очень дорого. "С другой стороны, это заставляет нас выходить из зоны комфорта и искать альтернативные варианты", — сказал он.
Ремета уточнил, что импортное мясо, которое использовалось в качестве основного ингредиента колбасы, после введения эмбарго практически перестало поступать в РФ, что подтолкнуло компанию развивать собственную сырьевую базу и "переключиться" на российских поставщиков. При этом стоимость свинины, по его данным, в прошлом году выросла примерно на 60%, а говядина стала дефицитом.
Адаптируясь к новым условиям, компания заменила некоторые рецептуры. Кроме того, щепу (опилки для копчения), которую раньше закупали в Германии, теперь стали покупать на Кубани, а французский крахмал уступил место белорусскому без потери качества.
При этом для готовой продукции появились новые возможности. "Раньше мы ориентировались на вкусовые предпочтения южан, но в условиях определенного дефицита по позициям, например, "Итальянские колбасы", "Испанские колбасы", мы активно начали общаться с рестораторами, изучать новые вкусы", — рассказал он, подчеркнув, что компания идет по пути импортозамещения.
Давно забытое старое
В этом же направлении движутся и предприимчивые фермеры, организуя производство довольно редких на сегодня в России видов животноводства. Так, в Волгоградской области активно развивается кролиководство, которое, по словам производителей, стало "давно забытым старым", хотя в 70-е годы было довольно развито в СССР.
По словам главы ИП КФХ Николая Корнеева, с введением ответных санкций и прекращением поставок европейского кролика, местный производитель стал интереснее сетевым компаниям, и подписания контрактов ускорились. Сегодня производитель увеличивает производство вдвое — с одной до двух тонн крольчатины в неделю — и не опасается, что его продукция останется невостребованной.
Другой пример — альтернативное птицеводство, которое активно развивается в Ростовской области. Так, компания "Евродон" занимается выращиванием пекинской утки. "При объеме рынка 60-80 тысяч тонн, к нам импортировалось около 4 тысяч тонн замороженной утки. При этом по итогам прошлого года "Донстар" в Ростовской области произвел уже 20 тысяч тонн мяса, и это не предел", — сказал пресс-секретарь компании Алексей Меркулов, уточнив, что проект начинался еще до введения санкций и имеет хорошие перспективы.
Перспективное новое
Кроме того, по его словам, в России уже произошло полное импортозамещение по мясу индейки. "В 2006 году в Россию завозилось порядка 110 тысяч тонн замороженного мяса индейки, в прошлом году — только около 15 тысяч тонн. Основной объем производится в Ростовской области", — сказал Меркулов.
Он уточнил, что по итогам прошлого года "Евродон" вышел на 44,5 тысячи тонн мяса индейки в живом весе, а благодаря реализуемым проектам в 2017 году выйдет уже на 130-140 тысяч тонн. При этом спрос на продукцию по-прежнему велик. "Мы не работаем на холодильник, и вся производимая продукция реализуется без остатка", — уточнил он.
Еще один перспективный проект реализует кубанская ООО "Фирма "Калория", занимающаяся производством молока и молочных продуктов. По словам гендиректора фирмы Натальи Боевой, осенью они планируют ввести в эксплуатацию цех по производству сыров с зеленой плесенью мощностью 60 тонн. Сейчас фирма производит порядка 30 тонн сыров с зеленой и белой плесенью.
"То есть у нас будет цех, производящий 60 тонн сыров с зеленой плесенью, плюс цех мощностью 30 тонн сыров с белой плесенью. Мы работаем с технологами, чтобы сделать наши сыры более приближенными к импортным, будет и линейка дорогостоящих сыров, мы значительно расширяем ассортимент", — рассказала Боева.
Она отметила, что компания активно работает со всеми торговыми сетями, планирует в ближайшее время освоить рынки Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода.
В целом, по ее словам, за год после введения продовольственного эмбарго, компания нарастила объем производства молочной продукции на 15%. Боева подчеркнула, что к продлению продовольственного эмбарго относится положительно.