Транснациональный трейдер ищет покупателя на свой агробизнес
Glencore оценивает активы, которые хочет продать, в $12 млрд.
Glencore — один из ведущих мировых трейдеров сырьевых товаров (commodities) со штаб-квартирой в Швейцарии — продаст миноритарную долю в своем сельскохозяйственном бизнесе. Об этом заявил информагентству Bloomberg близкий к переговорам источник. Представитель компании это не комментирует. По словам источника, агродивизион Glencore может быть оценен в $12 млрд. Переговоры о возможной сделке ведутся примерно с десятью суверенными фондами и торговыми домами из стран Азии. Для оценки и реализации актива наняты банки Citigroup и Credit Suisse.
Glencore реализует такие агротовары, как зерно, пищевые масла, хлопок, сахар, и владеет в разных странах активами, связанными с производством и переработкой сырья для них. Одним из крупнейших глобальных агроигроков корпорация стала в 2012 году, когда за $4,6 млрд купила долю в зернотрейдере Viterra (входит в топ-10 ведущих в мире, работает на рынках Канады, США, Австралии, Новой Зеландии и Китая). Продажа сельхозбизнеса — часть антикризисной стратегии сокращения долга корпорации с $30 млрд до $20 млрд к 2017 году, объявленной в сентябре совладельцем и СЕО Glencore Айваном Глазенбергом. План, в частности, предусматривает продажу активов на $2 млрд, эмиссию акций на $2,5 млрд (ее приобретут топ-менеджмент, нынешние акционеры и новые инвесторы), сокращение операционных расходов и приостановку дивидендных выплат, что даст компании еще более $3 млрд.
Корпорация настроена на продажу миноритарного пакета агробизнеса группе инвесторов, а не одному игроку. В Glencore рассчитывают, что сделка позволит получить финансирование на развитие агронаправления для продолжения его роста. В условиях глобального снижения цен на товары commodities, в том числе ключевые для Glencore уголь и медь, компании все труднее развивать бизнес самостоятельно. Глазенберг ранее объяснял, что антикризисные меры нужны как превентивная мера на ухудшающемся рынке. В этом году железная руда подешевела более чем на 20%, нефть марки Brent и медь потеряла в цене свыше 15%. Чтобы не допустить снижения кредитного рейтинга, компания намерена сокращать долг быстрее, чем снижается ее прибыль.
По данным отчетности Glencore за 2014 год, на сельхозпродукцию приходится 11,6% в структуре выручки группы. EBITDA сельхоздивизиона была $1,21 млрд, в январе — июне текущего года она составила $332 млн.
По словам источника Bloomberg, Glencore оценивает сельхозбизнес в 8−11 EBITDA. Исходя из финпоказателей за 2014 год, агроактивы по этому мультипликатору могут стоить $9,7−13,3 млрд без учета дисконта. Его вполне могут потребовать покупатели, приобретающие актив на кризисном рынке.
Glencore входит в число крупнейших сырьевых трейдеров мира вместе с такими компаниями, как Vitol, Cargill, Koch Industries, ADM, Gunvor, Trafigura и Louis Dreyfus. Основана в 1974 году американскими предпринимателями Марком Ричем и Пинкусом Грином. В 2011 провела IPO на лондонской бирже LSE. Сейчас в свободном обращении 70,4% акций компании, крупнейшие акционеры — Qatar Holdings (8,99%) и Айван Глазенберг (8,42%). Капитализация — более $26 млрд. В первом полугодии 2015 года Glencore заработала $85,7 млрд и получила $817 млн чистого убытка.
В России работает дочерняя структура Glencore — Международная зерновая компания (МЗК). По данным участников агрорынка и источников «Агроинвестора», близких к компании, МЗК может контролировать более 65 тыс. га сельхозземель. Также у компании 12 элеваторов в ЮФО — Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской и Волгоградской областях. В этом году стало известно, что МЗК распродает эти активы, покупателей на которые ищет с 2014 года, причем — если считать в долларах — реализует их с дисконтом по отношению к ценам покупок в 2010-е годы. Речь может идти о продаже складских и перерабатывающих предприятий, которые низкорентабельны, недозагружены и пакет компании в которых не больше 25%. Часть предприятий МЗК может сохранить за собой, говорили анонимно источники в июне. Причиной выхода компании из капитала элеваторов отраслевые эксперты называют изменение экспортной логистики (большие объемы урожая вывозятся не на элеваторы, а непосредственно в порт) и высокие регулятивные риски, в том числе ограничения вывоза зерна. МЗК и Glencore не комментируют продажу российских активов.
Николай Лычев