Главное событие, июль 2015: $1 млрд от CP Group
В июле стало известно, что тайская Charoen Pokphand Group (CP Group) намерена за два года вложить $1 млрд в отечественный агросектор. Ранее холдинг объявил о том, что будет реализовывать проекты совместно с Российским фондом прямых инвестиций.
Компания хочет производить молоко и мясо, ориентируясь на экспортные рынки преимущественно азиатских стран. Объявленный объем планируемых вложений автоматически делает CP Group крупнейшим зарубежным инвестором в АПК России: по данным Росстата, в 2011—2013 годах ежегодный объем иностранных инвестиций в наше сельское хозяйство не превышал $638 млн.
Первый объект интереса тайского холдинга стал известен также в июле: Charoen Pokphand Foods (CP Foods), основной актив CP Group, объявила о сделке M&A, претендующей на крупнейшую в отрасли в этом году как по сумме, так и мультипликативному эффекту. Группа за $680 млн купила 100% птицефабрик «Северная» и «Войсковицы» у голландской Agro Invest Brinky. Последняя должна создать новую российскую компанию, в которой голландская CPF Netherlands BV («дочка» CP Foods) получит 80% до конца 2015 года, а оставшуюся долю приобретет до 31 августа 2018-го.
В этой сделке четко прослеживается желание тайской группы расширить бизнес в России и использовать эффект синергии в вертикальной интеграции производства. Компания работает в нашей стране с 2006 года. В ее структуру входят свинокомплексы в Московской, Калужской, Липецкой, Курской, Калининградской и Нижегородской областях общей мощностью около 30 тыс. т в год, а также комбикормовый завод на 600 т/сутки. Приобретение птицефабрик позволит холдингу сразу попасть в топ-5 лидеров птицеводческого сектора и занять 5% рынка примерно с 220 тыс. т.
Покупка предприятий у Agro Invest Brinky стала не первой сделкой CP Foods с европейцами на российском рынке: в конце 2013 года примерно за $95,5 млн она купила 67% акций норвежской группы Russia Baltic Pork Invest (RBPI), которая управляет проектами «Правдинское Свино Производство» (Калининградская область, основной актив), «ННПП» (Нижегородская область) и «Пензенский Агри Инвест». В 2015—2018 годы RBPI планирует построить семь новых свиноферм в России, это позволит ей увеличить число товарных свиней до более чем 2 млн в год. В перспективе группа рассчитывает занять 6% отечественного рынка свинины.
В условиях намечающегося насыщения внутреннего рынка мяса птицы и свинины глобальные логистические возможности CP Foods могут дать ей преимущества перед конкурентами в плане развития экспорта продукции из России.
Также CP Group планирует построить в России мегакомплекс по производству и переработке молока. Точные параметры проекта и его стоимость в середине ноября не были известны: холдинг выбирал регион для работы и оценивал потенциальные площадки. На тот момент представители компании обсудили планы с руководством Алтайского и Краснодарского краев, а также Самарской и Пензенской областей. Не исключено, что группа хочет создать комплекс, аналогичный ее китайскому проекту: там на одной площадке работают молочно-товарные фермы на 80 тыс. животных и молокоперерабатывающий завод. Идея в том, чтобы перерабатывать сырье в первые часы после доения, чтобы сохранить в продукции все полезные свойства. В России подобных проектов пока нет.
CP Foods инвестирует в 13 странах мира, выручка группы по итогам 2014 года превысила 426 млрд тайских батов (около $12 млрд по курсу на середину ноября). Холдинг производит 25 млн т кормов для сельхозживотных, птицы и аквакультуры в год, занимается свиноводством (1,5 млн т мяса в год), бройлерным (4 млн т в год) и яичным птицеводством, разведением уток, рыбы и креветок (300 тыс. т в год). Также в структуре холдинга есть предприятия по переработке сельхозпродукции, производству продуктов питания и готовых блюд.
Намерения такого крупного инвестора расширять бизнес в России доказывает, что привлекательность вложений в сельское хозяйство страны сохраняется. При этом активность западноевропейских компаний на нашем рынке слабеет: после введения взаимных санкций между Россией и ЕС компании пересмотрели риски ведения бизнеса, к тому же из-за девальвации рубля значительно снизилась их валютная рентабельность. Тренд смены географии иностранных инвесторов, обозначившийся в этом году, может продолжиться и в 2016-м.