"Мне плевать на курс. Сделан в России": Медведев освоил вывод трактора на экспорт
Премьер-министр России Дмитрий Медведев освоил вождение трактора. Сельскохозяйственную технику мирового уровня ему показали рабочие петербургского завода, который делает знаменитые "Кировцы". Многие модели идут на экспорт. А вот сама Россия должна стремиться не покупать иностранные товары, а производить как можно больше самостоятельно. Об импортозамещении премьер говорил на специальном заседании. По форме оно было больше похоже на мозговой штурм, идеи которого помогут сформировать новый антикризисный план.
Залихватская наклейка на лобовом стекле в целом отражает настроения в сельхозмашиностроении — "Мне плевать на курс. Я сделан в России". Нынешняя экономическая ситуация в пользу отрасли, если используются отечественные комплектующие. Трактор "Кировец" на 98 процентов состоит из российских деталей. Оставшиеся два процента — это гидравлика, но этот недостаток Кировский завод планирует устранить.
Встроенная система навигации, кондиционер. Совместимость со всеми посевными комплексами и новинка — панорамное остекление кабины. Это не уступающий ни одному из зарубежных аналогов российский "Кировец". Более того, он в три раза выгоднее канадских или американских машин. А вот и совсем новый еще не запущенный в серийное производство трактор. Самый маленький в семействе, разработчики называют его "Кирюшей".
"Здорово! Хорошо управляется", — отмечает Медведев.
За последние три года доля "Кировцев" на отечественном рынке достигла 62%. Сам бренд стал знаком качества и российские сельхозпроизводители захотели покупать отечественное. Для них скидка – 25%. Это господдержка, которую сегодня важно не потерять.
"В течение полутора лет удвоили выпуск тракторов, повысили рентабельность. Естественно, подросла заработная плата. Планируется ли расширение или дальнейшее развитие программ поддержки сельхозмашиностроения?" – спросил премьера один из рабочих Кировского завода.
"Как же это не поддерживать? – удивился российский премьер. — условиях, когда соотношение между рублем и иностранной валютой не в пользу рубля, надо покупать свое. И, естественно, это получается и дешевле, соответственно загрузка наших предприятий ведущих становится совершенно другой. Так что эта программа работает. И я доволен, что мы ее внедрили. Я думаю, что вы сами это чувствуете, о чем вы сказали. Мы обязательно продолжим ее реализацию", — заверил всех рабочих петербургского предприятия Дмитрия Медведев.
Для села это значит, что дефицит техники будет устранен. Несмотря на все успехи производителей, комбайнов и тракторов на полях не хватает, 60 процентов парка — машины старше 10 лет.
"Дефицит только по тракторам сегодня в России — порядка ста тысяч техники. По комбайнам — немножко меньше. То есть эту нишу надо дозаполнить. И, естественно, с учетом девальвации и с учетом и санкций наша техника стала востребована, она стала дешевле", — пояснил министр сельского хозяйства России Александр Ткачев.
На совещании комиссии по импортозамещению Медведев озвучивает сумму, которую государство выделит на господдержку в этом году. Она в пять раз выше, чем в прошлом.
"Я принял решение о выделении в 2016 году дополнительных денег на субсидии производителям техники для села в размере 10 миллиардов рублей плюс к тому, что у нас было. Еще 500 миллионов будет выделено в этом году на обновление парка техники высших образовательных учреждений, которые у нас подведомственны Минсельхозу. Там все, к сожалению, очень старое. А аграрному сектору требуется не только современная техника, ему нужны квалифицированные специалисты, которые способны на этой технике трудиться", — добавил Дмитрий Медведев.
А техника должна быть российской. И в некоторых случаях правительство готово идти на принцип.
"Закупка за рубежом по ценовым параметрам оказывается выгоднее, чем закупка у российских производителей. В этих случаях может быть поставлен вопрос о принятии мер государственной поддержки производителей российской продукции, чтобы уравнять ценовые предложения российские с ценовыми предложениями зарубежных поставщиков", — рассказал министр экономического развития России Алексей Улюкаев.
Импортозамещение — это не только товары, но и технологии. Передача их из-за рубежа пока невозможна из-за санкций. Нужно разрабатывать свои, по возможности не прибегая к услугам иностранных компаний.
"Например, когда бурение скважины заказывается иностранной компанией, которая привозит, во-первых, свое оборудование, сама проводит разведку, сама проводит бурение и устанавливает трубу. То есть эти все услуги оказывает. А что после этого у нас остается? У нас остается только труба и абсолютно нулевые технологии по разведке и бурению. Это неправильно. Это не означает, что мы должны полностью искоренить подобного рода систему оказания услуг, но в целом это неправильно. Это не может быть стратегическим курсом. Нам безусловно нужны собственные технологии, собственное производство и свой рынок услуг", — ставит задачи перед российскими специалистами Дмитрий Медведев.
И тогда от импортозамещения можно будет переходить к экспорту. Трактора Кировского завода уже успешно закрепились на внешнем рынке — их покупают не только в Восточной, но и в Западной Европе. Это тот случай, когда слабость рубля на пользу экономике.