Предпринимательницу осудили за хищение из госбюджета 63,5 миллиона рублей
В Ленинском районном суде Новосибирска вынесли приговор руководителю страхового общества "Купеческое" москвичке Татьяне Кудрявцевой. Она признана виновной в особо крупном мошенничестве.
Хищения средств федерального и региональных бюджетов предпринимательница маскировала под оказание страховых услуг сибирским аграриям. Фиктивные договоры на сумму около 130 миллионов рублей были заключены со 135 фермерскими хозяйствами, и при этом страховщик присваивала крупные субсидии, предоставленные по данным договорам из госбюджета.
По материалам дела, Кудрявцева действовала в сговоре с руководителем новосибирского филиала "Купеческого" Иваном Михайловым. Последний сейчас также находится под следствием - он заключил досудебное соглашение с правоохранительными органами, то есть обязался активно способствовать раскрытию преступной схемы. Татьяна Кудрявцева такого соглашения не заключала, однако полностью признала вину в хищениях.
Страхование с государственным участием, которое предлагало клиентам "Купеческое", предполагает 50-процентное субсидирование страхового взноса - аграрий, приобретая полис, платит за него только половину суммы, и еще столько же страховщики получают из средств бюджетов. Ради получения этой субсидии все и было затеяно, уверены в правоохранительных органах. Сельхозпроизводителям, которые не могли купить полис из-за безденежья, помогали оформить некий договор займа - через подконтрольную "Купеческому" финансовую организацию, которой также руководила Кудрявцева. На основании этих договоров аграриям выдавали полисы. Сами крестьяне, как сказано в приговоре, были тоже введены в заблуждение и полагали, что их договоры страхования абсолютно реальны. Однако на самом деле страховщики не собирались покрывать их убытки в случае засухи или неурожая, их интересовала только субсидия.
Удачно "прокредитованные" и получившие страховку фермеры несли в новосибирский минсельхоз и алтайское краевое управление сельского хозяйства документы о страховании, на основании которых в 2012 году "Купеческое" получало субсидии - в общей сложности 63,5 миллиона рублей.
Возможно, все это удалось бы скрыть, если бы не сюрпризы климата: 2012 год выдался неурожайным, и страховщикам посыпались заявления о возмещении ущерба от потери урожая. А вслед за ними - и иски в суд. Фирма деньги выплачивать отказывалась, и в результате этими "страховыми случаями" заинтересовались в УФСБ. Кстати, адвокаты Кудрявцевой обмолвились: мол, весь Алтай сейчас в подобных исках, а случай с "Купеческим" - лишь один из показательных в современной практике агрострахования.
В начале 2014-го у следствия появились первые вопросы к Татьяне Кудрявцевой, а еще через полтора года она была взята под стражу в Москве и доставлена в Сибирь под конвоем. Расследование вели сотрудники новосибирского управления ФСБ, и оно продолжалось более двадцати месяцев, что, впрочем, объяснимо, учитывая обширный список желающих застраховаться "по-купечески": 25 новосибирских компаний и 110 алтайских сельхозпроизводителей.
Выступая с последним словом, подсудимая, глядя на дочь, присутствовавшую в зале суда, заходилась в рыданиях, почти не могла говорить и умоляла о снисхождении. Но новосибирский судья Дмитрий Самулин слезам москвички не поверил: приговор - три года колонии. Не сумели убедить суд и адвокаты, настаивающие на условном сроке для своей подзащитной. Не спасло ее и полное возмещение ущерба: более чем 57 миллионов рублей арестовано на счетах "Купеческого" в ходе следствия, а остальные 6,5 миллиона перечислено в Главное управление сельского хозяйства Алтайского края накануне судебного разбирательства.
- Я признавала вину с самого начала, сотрудничала со следствием. Поняла, что вовлечена в преступную схему в июне 2012 года и сразу начала раскаиваться, - пыталась убедить судью Кудрявцева, до заседания три месяца просидевшая в СИЗО. - Все средства были возвращены, мать на инвалидности, нуждается в уходе, у единственной дочери нервное заболевание, взятые в долг 6,5 миллиона (для возмещения ущерба правительству Алтайского края. - Прим. ред.) нужно теперь отдавать, иначе близкие лишатся жилья, - женщина без конца перечисляла аргументы в пользу условного наказания.
После оглашения приговора представитель обвинения пояснил, что удовлетворен решением суда: сумма похищенных государственных средств слишком велика, чтобы говорить о снисхождении. В свою очередь, адвокат подсудимой Игорь Бушманов уверен: с учетом всех обстоятельств, полного возмещения ущерба и удовлетворения гражданских исков суд мог ограничиться условным осуждением. Сторона защиты решение суда обжалует.