Частные хозяйства увеличивают производство говядины
По данным Росстата, производство мяса в России продолжает возрастать. Страна медленно, но все же движется к обеспечению продовольственной безопасности.
Правда, пока эта безопасность достигается благодаря относительно дешевой свинине и птице. Производство же говядины снижается. Понятно, что в условиях кризиса отечественный потребитель не делает выбора в пользу более дорогого красного мяса. Тем не менее говядина - неотъемлемая составляющая полуфабрикатов, колбас и прочих продуктов переработки. Но главный вопрос в том, стоит ли активно развивать в России рынок крупного рогатого скота (КРС), делать ли при этом упор на крупные холдинги либо приглядеться к частному фермерству.
В августе в Сочи проходило селекторное совещание с участием председателя российского правительства Дмитрия Медведева. Премьер тогда говорил о развитии крупнорогатого скотоводства. "Проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части регулирования отношений по ведению личного подсобного хозяйства, в том числе установления ограничений поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, используемых при ведении такого хозяйства", - дал он поручения главе минсельхоза Александру Ткачеву. Этот вопрос нужно проработать совместно с минэкономразвития, минфином и региональными властями.
В 2009 году ставропольские депутаты также выступали с инициативой сокращения поголовья. Тогда они говорили, что крестьяне, которые держат много скота на своих подворьях, доставляют неудобства соседям. Внесенный шесть лет назад в Госдуму законопроект, который предлагал наделить региональные правительства властью ограничивать поголовье КРС, так и не был принят.
Эксперты Института конъюнктуры аграрного рынка говорят, что по итогам второго полугодия 2015 года все хозяйства, выращивающие скот и птицу, показали прирост. На первом месте птица (1,4 миллиона тонн), несколько меньше свинины (879 тысяч тонн), темпы прироста производства говядины оказались ниже на 4,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тем не менее на прилавки попало 517 тысяч тонн российской говядины.
Однако замначальника департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве РФ Елена Разумова сомневается в достоверности таких показателей. И считает, что после введения Россией ответных мер на западные санкции, ожидаемого рывка в сельском хозяйстве не произошло. "Производство в индустриальном сельском хозяйстве за 9 месяцев 2015 сократилось на 0,3 процента, в личных хозяйствах производство упало на 3,2 процента, - говорит она. - Выросли только фермерские хозяйства на 8,5 процента, но их доля в общем объеме внутреннего производства незначительна (8 процентов). Содержать крупный мясной скот выгодно только небольшому числу производителей, и рынок сдвигается в премиум-сегмент. Кроме того, темпы прироста цен в производстве с марта 2015 года стали существенно больше темпа роста потребительских цен, то есть маржа производителей и импортеров говядины сокращается. Ожидать каких-то кардинальных изменений не приходится, поэтому в 2016 году продолжится сокращением поголовья КРС с одновременным ростом цен на говядину".
Акцент: Отечественный потребитель в условиях кризиса делает выбор не в пользу дорогого красного мяса
Эксперт уверена, что запланированная на нынешний год господдежка сектора мясного животноводства в целом незначительна - чуть больше 7 миллиардов рублей. "Затраты на строительство небольшого животноводческого комплекса оцениваются в 500-700 миллионов, более крупные объекты могут стоить от 4 миллиардов. Такими суммами могут располагать только крупные индустриальные производители, а учитывая длительность циклов мясного животноводства, результаты инвестиций можно будет увидеть через два-три года", - рассуждает Разумова.
Гендиректор Национального союза производителей говядины Денис Черкесов отмечает, что, начиная с 1990-х годов, в стране уделяли мало внимания проблемам КРС и концентрировались больше на молочном животноводстве. Поэтому сейчас есть определенные проблемы с собственной говядиной. Но если мясное животноводство будет развиваться так, как последние три-четыре года, увеличивая поголовье на 300-400 тысяч голов, у нас есть возможность сохранить динамику производства говядины. По его данным, в 2015 году в РФ ввезено 429 тысяч тонн мяса, но к 2025 году мы сможем обеспечивать внутренний рынок на 85 процентов.
Зависеть от импорта говядины мы будем еще долго, соглашается директор по логистике и закупкам группы "ПРОДО" Генрих Арутюнов: "В последние несколько лет в РФ было объявлено о нескольких проектах по разведению мясных коров. Крупнейшие из них - "ИН-Инвест Групп" (Саратовская область), "Зеленая долина" (Белгородская область), "Мираторг" (Брянская область). Но их окупаемость составит не менее десяти лет. Без серьезных государственных дотаций эта ниша не сможет привлечь достаточное для импортозамещения число сельхозпроизводителей".
Цифра: 43 процента мяса и субпродуктов в нашей стране производится в Центральном федеральной округе
Некоторые эксперты считают, что ставку можно сделать на мелких сельхозпроизводителей. При грамотном менеджменте и господдержке они смогут насытить рынок говядиной. Но как именно организовать разрозненных производителей, пожалуй, знают немногие. Денис Черкесов считает, что люди все меньше хотят содержать сегодня собственный скот, особенно крупный. Исключение составляют Татарстан, Башкортостан и южные республики. В остальных регионах наблюдается снижение поголовья.
"Сегодня в селе практически не осталось коров, а за молоком люди ходят в супермаркет, который не так давно открыли", - рассказывает основатель саратовского магазина фермерских продуктов "Свое хозяйство" Лариса Пашацкая. Года три назад у нее был юридический бизнес. А сегодня она держит кур, перепелок, кроликов, коз, выращивает овощи, покупает у соседей свинину, молочные продукты, говядину и отвозит все это в Саратов. И не жалеет, что сменила вид деятельности.
Но тем не менее говорить о полном импортозамещении и обеспечении продовольственной безопасности в Саратовской области, к сожалению, пока не приходится. Глава регионального минэкономразвития Владимир Пожаров сообщил, что импорт продовольствия в область по итогам первой половины 2015 года хотя и снизился с 60 до 27 процентов, зависимость сохраняется. По его словам, чтобы полностью обеспечить Саратовскую область, например, говядиной, нужно увеличить ее производство в 1,7 раза.
Нарастить производство сельхозпродукции и мяса, в том числе, можно, просто наладив работу с крестьянами, считает основатель фермерского кооператива "Лавка-Лавка" Борис Акимов. В какой-то момент он также бросил работу в городе и отправился в деревенский трип. "Я считаю, что чем выше у нас доля импорта, тем выше перспективы импортозамещения. Можно, конечно, пойти по пути больших инвестиций в большие агрохолдинги. А можно поддерживать маленькие хозяйства", - рассуждает Борис.
"Работать с мелкими хозяйствами сложно. Нужна значительная поддержка, и это длительный процесс. Если выстраивать систему, как в развитых странах, где откорм скота завязан именно на мелких производителей, да, она эффективна, но на ее реализацию нужен не год, не два года, не пять", - говорит эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Даниил Хотько. "Понятно, что чиновнику проще отдать миллиарды одному игроку. Но это, пожалуй, вопрос к чиновничьему аппарату, нежели к фермерам и кооперативам", - считает Акимов.