Производители свинины требуют заморозить господдержку отрасли
Союз свиноводов, опасаясь кризиса перепроизводства, требует заморозить господдержку отрасли. Это ставит под удар многомиллиардные новые проекты.
Национальный союз свиноводов России предложил Минсельхозу наложить мораторий на строительство новых свинокомплексов и остановить рост производства товарной свинины. Это связано с нарастающими рисками перепроизводства, следствием которого станут падение цен и невозможность окупить инвестиции. Предложение союза на руку действующим игрокам и ставит под удар новые проекты, которые в изобилии появились на волне импортозамещения.
Отказать в господдержке
Этот вопрос на прошлой неделе обсуждали в Москве на совещании союза. В докладе руководителя союза Юрия Ковалева сказано, что лимит на новые проекты в производстве свинины исчерпан: "Дополнительные объемы могут привести к резкому перепроизводству".
В связи с этим союз предлагает в 2016–2017 годах не отбирать на комиссии по выделению субсидий Минсельхоза новые проекты, которые приведут к увеличению объемов производства. Вместо этого союз рекомендует поддерживать проекты модернизации, убоя, глубокой разделки, логистики, селекционно–генетической, кормовой базы, развития экспорта.
По прогнозам союза, при вводе моратория прирост производства в период 2017–2020 годов составит 3–5%. Мораторий позволит оптимизировать бюджетные расходы, а для бизнеса — сохранить цены на достаточном уровне для завершения окупаемости проектов.
В комментарии "ДП" Юрий Ковалев был более сдержан. Кстати, он является членом комиссии Минсельхоза, которая рассматривает проекты для субсидирования. "Речь идет не о запрете на субсидирование проектов, а о приоритете при распределении субсидий. Мы предлагаем сделать приоритетными модернизацию существующих производств и развитие подотраслей, а не наращивание объемов", — сказал он.
По его словам, действующие, заявленные и строящиеся проекты обеспечивают достаточный прирост. "Ежегодный прирост производства свинины в живом весе составит более 1 млн т к 2020 году, и этого вполне достаточно. Уже сейчас импортозависимость составляет менее 10%", — отметил Юрий Ковалев.
Изменились и макроэкономические условия, за последние 5 лет стоимость строительства свинокомплекса выросла примерно на 70%, а эффективная ставка по кредитам была 3–4%, сейчас — 8–10%. При этом оптовые цены на свинину начали снижаться, наступает насыщение рынка, поясняет Юрий Ковалев. В пресс–службе Минсельхоза "ДП" сообщили, что предложения союза им не поступали, хотя на собрании союза представители министерства присутствовали. "В целях обеспечения ускоренного импортозамещения необходимо наращивать объемы производства свиноводческой продукции для дальнейшего увеличения объемов экспорта", — сказали в пресс–службе.
Растут проекты
В 2015 году, по данным союза, в России произвели 3,08 млн т свинины, что на 3,8% больше, чем годом ранее. Из них крупные сельхозпредприятия произвели 2,41 млн т, что на 8,3% больше, чем годом ранее. В крестьянских и личных хозяйствах объемы падают (6 и 9,6% соответственно). Зато доля промышленного производства свинины в общем объеме за последние 5 лет выросла на 24%, до 80%.
В связи с экономическим кризисом и снижением покупательной способности потребление свинины в прошлом году выросло только на 0,7%, до 3,4 млн т, что связано с некоторым снижением цен.
По словам Любови Бурдиенко из аналитического агентства "Имит", в среднем россиянин потребляет 22 кг свинины в год при норме 30–35 кг, об избытке производства пока речи нет. Кроме того, российские свиноводы развивают экспорт продукции. Это компании "Мираторг", ГК "РусАгро", ГК "Черкизово", ЗАО "Аграрная группа".
При этом, по оценке руководителя ИК "Грифон–Эксперт" Александра Петренко, через несколько лет российские свиноводы полностью вытеснят иностранных поставщиков. Этому способствуют девальвация рубля, санкции и рост инвестиций в отрасль.
В СЗФО производство свинины в 2015 году составило 179,2 тыс. т, экспорт — 2,2 тыс. т, импорт — 119,3 тыс. т. Сегодня в России заявлено около 80 проектов новых свинокомплексов. Не все они будут построены, поскольку кризис отражается и на сельском хозяйстве, говорит Любовь Бурдиенко.
Сила кредита
Кредитная ставка по инвестпроектам в банках начинается от 18%, говорят участники рынка. Субсидии позволяют частично ее компенсировать, и эффективная ставка, то есть та, которую платит производитель, в итоге выходит 5–10%. "Ставка по кредиту без субсидирования, конечно, слишком высока", — говорит председатель Мясного союза Ленобласти Александр Орлов.
В 2015 году Минсельхоз отобрал 61 проект в свиноводстве на общую сумму кредитных средств 55,3 млрд рублей — все эти проекты получили право на субсидирование процентной ставки, сказано в сообщении министерства. По данным союза, приняты к финансированию, одобрены на комиссии и стартовали проекты дополнительной мощностью 600 тыс. т свинины в живом весе. Проекты еще на 500 тыс. т находятся в стадии подготовки. Среди них проекты ГК "Агроэко", ООО "Камский бекон", Сибирской аграрной группы, АПХ "Мираторг".
Инициатива союза ставит под угрозу планы многих свиноводов. Впрочем, "Мираторг" от проекта по созданию производства мощностью переработки 4 млн голов в год пока не отказывается. "У России отличные перспективы с точки зрения увеличения экспорта. Он в приоритете, поскольку импортозамещения по свинине можно достичь уже в перспективе 3–4 лет, если будет реализован проект "Мираторга", который может поставить на рынок свыше 400 тыс. т свинины в убойном весе ежегодно", — сообщил представитель холдинга.
На Северо–Западе тоже заявлено множество новых проектов. Новгородское ООО "Новсвин", принадлежащее датским инвесторам, планировало построить новый свинокомплекс в Ленобласти и подыскивает площадку.
"Идаванг Агро" планирует начать в этом году строительство фермы в Лужском районе с инвестициями более 2 млрд рублей. До компании дозвониться не удалось. Не удалось дозвониться и до "Свирь Агро". Эта компания строит в Подпорожском районе комплекс с объемом производства 55 тыс. свиней в год (6 тыс. т свинины). Планировал расширяться и агрохолдинг "Пулковский", его владелец Иван Кара от комментариев отказался.
"Я думаю, что руководителю Союза свиноводов надо возглавить какой–нибудь другой союз, — иронизирует владелец Великолукского мясокомбината Владимир Подвальный. — Такие люди не могут представлять интересы отрасли. Если придерживаться такого подхода, то можно вообще прекратить субсидировать сельское хозяйство, само справится".
По его словам, только за короткий январь импортного сырья свинины и свиных субпродуктов было ввезено на территорию РФ более 15 тыс. т, и это очень много, а значит, отрасль по–прежнему нуждается в наращивании объемов производства.
Комментарии
Обычно, когда какие–либо отраслевые союзы начинают говорить о перепроизводстве в своем секторе, они готовят почву для повышения цен на продукцию. Это неудивительно, поскольку последний год цены на свинину, в отличие от других категорий продуктов, не повышались. Отмечу, что они росли в 2014 г. из–за запрета на экспорт этой продукции из Европы. С 2015 г. цены на свинину стали снижаться. Снижение связано с тем, что сейчас на рынке предложение от поставщиков постоянно увеличивается. Так, у нашей сети пять поставщиков этой продукции.
Александр Мышинский
генеральный директор ГК "Реал"
Важно понимать, как планируется ввести мораторий. Например, отказ в выдаче разрешений на строительство будет эффективным решением. Надо сказать, что цена на свинину сегодня не растет из–за высокой конкуренции, зато растут затраты производителей на фоне девальвации рубля. Бизнесу строиться уже невыгодно. Рынок сам по себе регулирует этот вопрос без запретов извне. Хотя раньше отсутствие субсидирования мало кого останавливало, потому что маржинальность бизнеса была достаточно высока из–за высоких цен на продукцию.
Андрей Крылов
Генеральный Директор ООО "Рассвет Плюс"
Я говорю о проблеме грядущего перепроизводства свинины уже 2 года. В течение 3 лет рынок перенасытится, рентабельность производства резко сократится. Подобная ситуация уже настала в птицеводстве. При этом сильно рассчитывать на экспорт свинины не стоит, потому что у нас в стране бывают вспышки африканской чумы свиней, и это может отпугнуть страны, с которыми захотят сотрудничать местные поставщики. Поэтому не факт, что российская свинина, конкурентоспособная на рынке из–за невысокой цены, будет там действительно востребована.
Мушег Мамикоян
президент Мясного союза России