Диверсификация АПК: индюшатина в Ленобласти выгоднее кукурузы
Расширение ассортимента, переориентация рынков сбыта и освоение новых видов производств – по мнению российских аграриев, эти шаги должны помочь увеличить рентабельность и снизить риски сельхозпроизводителей. Пока южане наращивают объемы производства кукурузы, северяне «налегают» на индюшатину и перепелов.
С одной стороны, диверсификация проходит в русле государственной кампании по импортозамещению, с другой — это стратегический вектор развития АПК, именно с ним связана перспектива стабильного развития комплекса. Российские растениеводы пытаются повысить рентабельность своей деятельности за счет вложения средств в нетрадиционные культуры. К примеру, в посевы кукурузы, спрос на которую на мировых рынках растет стремительными темпами.
По данным аналитического центра «СовЭкон», с 12 августа 2014 по 27 мая 2016 года рыночные цены на кукурузу выросли с 5,8 до 12,35 тысячи рублей за тонну, что является абсолютным рекордом за всю историю существования российского зернового рынка. Всего с середины апреля цены выросли уже более чем на 30%, хотя рост цен на другие зерновые за этот же период составил не более 10%. Основными покупателями российской кукурузы выступают Турция, Южная Корея, ЕС. Ожидается, что по объемам экспорта культура в нынешнем сезоне займет второе место после пшеницы. Ее сборы за последние пять лет выросли более чем вчетверо.
В прошлом году в Ленобласти кукурузой было засеяно 892 га, например, в открытом 2 года назад животноводческом комплексе «Новое время» (Лужский район) засеяли 50 га кукурузы. С другой стороны, агропроизводство в Ленобласти имеет свои особенности из-за климата. Кукуруза может вырасти не везде, по этому областные аграрии пробуют и другие культуры. К примеру, племенной завод «Красногвардейский» четыре года назад заложил экспериментальное поле по выращиванию ярового рапса. Получили урожай порядка 25 центнеров с гектара. Мини-завод перерабатывает рапс в готовый продукт. Рапсовый жмых уходит для кормления собственного стада, рапсовое масло, востребовано на российском и европейском рынке.
Из-за климатических особенностей, в 47-м регионе больше развито птицеводство и животноводство, нежели растениеводство. В этих отраслях областные аграрии также не чужды экспериментов. В последние годы регулярно появляются предприятия по производству крольчатины, индюшатины и даже страусятины.
По данным на январь 2016 года, на малых птицефермах Ленобласти увеличивается производство мяса индейки – 2 634 тонн за 2015 год и мяса перепелов – 224,6 тонн за 2015 год. В 2016 году ожидается увеличение производства мяса индейки до 3000 тонн и в 2017 году до 4500 - 5000 тонн за счет ввода уже строящихся 6 птичников на 66 тысяч птицемест. В Ленобласти основным производителем индейки являются ООО "Конкорд" и фермерские хозяйства. В 2015 году потребление мяса индейки в Петербурге составило немногим более 12 тыс. т и росло примерно на 5–10% в год, подсчитали эксперты.
В прошлом году объем производства индейки в России оценивался в 205 тыс. т, что на 34% выше, чем годом ранее. Сейчас на индейку приходится 3–5% от общего количества потребляемого мяса в России, а в Германии, к примеру, этот показатель равен 34–35%. Иными словами, областным аграриям есть к чему стремиться.