Мясная экспансия: сможет ли Украина торговать с Китаем продукцией животноводства
И какие барьеры стоят на пути украинских товаров в КНР.
Официальный Пекин стремится к тому, чтобы обеспечивать население китайской продукцией. Однако признает, что собственных ресурсов недостаточно и приходится прибегать к импорту. В конце 2015 года Министерство сельского хозяйства КНР объявило, что в рамках следующей пятилетки (2016–2020) страна будет больше полагаться на закупки импортных продуктов питания, нежели на увеличение собственного производства. Это решение китайского правительства могут успешно использовать украинские производители для развития собственного бизнеса. На примере мясного рынка КНР эксперт Вячеслав Лысенко предлагает рассмотреть основные перспективы и сложности поставок украинских продуктов питания китайскому потребителю.
Украина собирается наладить экспорт мясной продукции на рынки Китайской народной республики. Об этом еще в марте текущего года сообщила заместитель Министра аграрной политики и продовольствия по вопросам европейской интеграции Владислава Рутицкая. «Мы находимся в процессе согласования и исследования по КНР относительно открытия рынка мяса, в частности, баранины, говядины, продукции птицеводства», – отметила Рутицкая.
КНР – крупнейшая страна мира по численности населения: с середины XX века оно выросло более чем вдвое: с 544 млн до 1,37 млрд к 2015 году. По оценкам ООН, в дальнейшем тенденция сохранится (один из факторов – снятие давнего ограничения, разрешавшего заводить только одного ребенка на семью), и к 2020 году число китайцев достигнет 1,42 млрд человек.
Китайские аппетиты
До 1982 года средний гражданин КНР потреблял 13 кг мяса в год. Сейчас же, согласно подсчетам аналитиков, один китаец съедает 63 кг мяса за год (28% от мирового потребления), а в 2030 году эта цифра может достичь 93 кг.
Самый популярный сорт мяса в стране – свинина: на Китай приходится 52% ее мирового потребления. Только в прошлом году в КНР потребили около 57 млн тонн свиного мяса, что более чем в 2,5 раза больше, чем во всех странах ЕС.
По потреблению баранины в 2015 году КНР заняла второе место (около 6,7 млн тонн), уступив лишь Бразилии. А курятина занимает первое место, хотя птицеводство в Китае начало свою экспансию около 20 лет назад. В 2016 году потребление птицы в Китае, по прогнозам, превысит 13 млн тонн.
Что касается говядины, то ее страна потребляет около 6 млн тонн. Еще во второй половине ХХ века говядина считалась деликатесом и была доступна только высшим слоям населения. А ее производство и потребление резко стартовали вверх в начале 1990-х.
На данный момент производство говядины в Китае развивается не так стремительно, как производство других видов мяса – в частности, из-за его высокой стоимости и необходимости выделения обширных территорий под пастбища. За несколько последних лет потребление говядины увеличилось, в то время как производство остается на прежнем уровне. Это привело к значительному увеличению импорта говядины (с 99 000 тонн в 2012-м до 500 000 тонн в 2015-м). Да и в целом импорт мясных продуктов Китаем растет в среднем на 17% в год, начиная с 2000-го.
Рост потребления продовольствия в Китае главным образом формируется под влиянием роста доходов и изменения образа жизни молодых людей: эта группа населения в ближайшие пять лет составит 35% от общего объема потребителей в КНР. Предпочтение импортных продуктов для китайца – признак высокого дохода и статусности.
Кроме того, пристрастие к импорту подогревается серией скандалов, связанных с продуктами китайского производства. К примеру, историей 2008 года, когда выяснилось, что местные производители добавляли в молоко меламин, который при больших дозах может негативно сказаться на здоровье и даже привести к гибели. При этом среди жителей КНР довольно распространены опасения, связанные с генно-модифицированными продуктами.
Украинские выгоды
Стремление китайцев к употреблению здоровой пищи, имидж Украины как аграрной страны и курс на производство качественных продуктов питания могут, при адекватной поддержке государства, способствовать продвижению украинской продукции на китайском рынке.
Самым развитым в украинском животноводстве является птицеводческий сектор. Производство мяса птицы ежегодно увеличивается, и в 2015 году достигло отметки в 980 000 тонн. Несмотря на ожидаемое снижение производства пшеницы, кукурузы и основных источников кормов для кур, в 2016 году прогнозируется сохранение положительного тренда.
В условиях высокой инфляции и падения реальных доходов украинцев потребление мяса птицы растет за счет отказа от более дорогих говядины и свинины. Производство свинины в 2015 году сократилось на 7,4% по сравнению с 2014-м, составив 750 000 тонн. Производство говядины в Украине сильно зависит от молочной отрасли. Сокращение производства молока влечет уменьшение производства говядины (на 2,8% в 2015 году). В 2016-м ожидается сохранение данной тенденции, которая также подпитывается слабым спросом на говядину внутри страны и запретом на экспорт в Россию. В связи с этим еще более актуальным становится сотрудничество в этой сфере с Китаем.
На данном этапе украинским производителям стоит задуматься над поставками в Китай готовой мясной продукции. Для того, чтобы китайский потребитель смог узнать об украинских продуктах питания, попробовать их и купить, действенным механизмом могут стать так называемые шоу-румы. Недавно в г. Шэньчжэнь был открыт Международный центр импортных продуктов питания. Площадка является трамплином для отечественных товаропроизводителей по выведению продукции на китайский рынок, что в свою очередь, в целом будет способствовать развитию АПК за счет расширения рынка сбыта и внешней торговли.
Новая реальность бизнеса
Вместе с тем, рынок Китая традиционно считается непростым для выхода на него поставщиков из других стран. Первая трудность состоит в высоком уровне конкуренции. Участники китайского рынка – как частные, так и государственные компании – это гиганты мирового уровня. Достаточно сказать, что мощности крупнейшего предприятия достигают 1,1 млн тонн свинины в год. Основной поставщик продовольствия в Китай – США. Доля Соединенных Штатов в пищевой продукции, которую закупает КНР, в 2014–2015 годах составила около 24%, в денежном выражении это около $26 млрд. Среди других крупных поставщиков – Бразилия, Австралия, Канада, Новая Зеландия и Аргентина.
Еще один важный нюанс, на который отечественные бизнесмены не обращают должного внимания, – особенности ведения бизнеса в КНР. Китай – не Швеция и не Германия, где многие вопросы можно уладить путем электронной переписки. Здесь же требуется затратить немало времени для выстраивания личных отношений – этого требует специфика культуры, восточный менталитет.
Словом, нужно учиться общаться с китайцами. Практика международного бизнеса свидетельствует о том, что на налаживание бизнеса с китайцами в силу их специфики могут уйти годы. У отечественных бизнесменов нет ни времени, ни свободных ресурсов на выстраивание культуры деловых отношений, как и на открытие своих представительств в Пекине. Однако при желании завоевать перспективный китайский рынок украинским предпринимателям, возможно, придется в корне пересмотреть некоторые свои привычки и алгоритмы взаимодействия с зарубежными партнерами.
Несомненно, рынок Китая для отечественных производителей является абсолютно приоритетным, учитывая его объем и потенциал роста. На данный момент большинство экономически развитых государств прилагает огромные усилия, в том числе и на высшем политическом уровне, чтобы добиться расширения поставок мяса в КНР. Ведь такие контракты для каждой страны являются показателем высокого уровня развития всего сельского хозяйства: они повышают роль и место любого государства в обеспечении глобальной продовольственной безопасности. Помимо этого, экспорт улучшает внутренние продовольственные балансы и обеспечивает аграриям дополнительную доходность, поддерживая финансовую устойчивость как отдельных отраслей, так и всего агропромышленного комплекса.