Разрозненность АПК в РФ не позволила отрасли получить плюсы от продэмбарго
Продовольственное эмбарго, которое уже два года ограничивает поставки в РФ продовольствия из ряда стран, высветило новые проблемы аграрного сектора, считает генеральный директор Института аграрного маркетинга (ИАМ) Елена Тюрина.
"Введение контрсанкций заставило правительство более внимательно отнестись к АПК и высветило ряд новых проблем. Прежде всего, это низкая интеграция в ряде аграрных отраслей", - заявила Тюрина "Интерфаксу".
Молоко: конфликт интересов
Как уточнила Тюрина, речь, прежде всего, идет о молочной отрасли и строительстве овощехранилищ. "Нужны проекты по созданию цепочки интеграции на рынке молока и овощей", - считает она.
"В 2015 году молочная отрасль вышла на третье место по доле финансирования инвестпроектов, которая составила десять процентов, - сказала Тюрина. - Средства поддержки идут, но импортозамещения, которое характерно для других рынков, здесь не видно, напротив, импорт растет, и это очень беспокоит".
Глава ИАМ сообщила, что импорт сливочного масла с начала текущего года вырос на 27%, сыра и творога - на 25%, сухого молока и сливок - на 12%.
Эту тенденцию отмечают и эксперты Союзмолоко. Согласно их отчету, подготовленному вместе с аналитическим центром Milknews, в январе-мае этого года импорт сливочного масла, молочных жиров и паст оказался на 28% больше, чем год назад: 36,2 тыс. тонн против 28,2 тыс. тонн. При этом в стоимостном выражении прирост составил 13%, до $118,7 млн против $105 млн.
В структуре импорта наибольший удельный вес по-прежнему приходится на сливочное масло. По итогам пяти месяцев его доля составила 93% от общего объема импорта. Поставки этой продукции планомерно росли от месяца к месяцу в первом квартале, превышая показатели 2015 года. В апреле-мае эта тенденция сменилась на противоположную, что объясняется повышением средних контрактных цен на сливочное масло, а также ограниченным платежеспособным спросом.
Как считает Тюрина, проблемы - в низкой интеграции молочной отрасли. "Есть разрыв между производителем молока и его переработчиком, есть конфликт интересов, и в нем главная причина того, что в отрасли нет импортозамещения, - пояснила она. - У нас есть отдельные интегрированные проекты по производству молока и молочной продукции, но их единицы".
По ее словам, объемы производства в интегрированных холдингах недостаточны для удовлетворения потребностей.
Проблемный рынок
Говоря о развитии системы овощехранилищ, Тюрина заявила, что по итогам 2015 года на эту сферу пришлось всего один процент финансирования. "О том, что надо расширять сеть этих объектов, включать их в логистические цепочки, говорится много, но реальных действий пока недостаточно, - сказала она. - Нужен более детальный анализ этого рынка, на основе которого должны приниматься конкретные решения". Причем в этой работе очень важно учитывать региональные особенности, добавила она.
Пока же, по словам Тюриной, "это проблемный рынок". "У нас до сих пор, кроме проблем в выращивании качественных овощей, пригодных для длительного хранения, есть проблема формирования товарных партий продукции", - заявила она.
Как считает эксперт, проблема хранения овощей может обостриться в связи с тем, что в настоящее время увеличивается поддержка овощеводства, прежде всего тепличного. В 2015 году финансирование этой отрасли заняло девять процентов в общем объеме господдержки.
"Рынок очень перспективный, инвесторы проявляют к нему большой интерес, в том числе и непрофильные", - сказала она, сообщив, что в прошлом году импорт томатов и огурцов сократился на 30%. "Можно уверенно говорить о том, что к 2018 году он снизится еще процентов на 50", - добавила она.
Сменить приоритеты
Как считает Тюрина, для того, чтобы поддержать проблемные подотрасли, необходимо пересмотреть приоритеты господдержки, "увеличив долю овощехранилищ".
В прошлом году, по ее данным, лидером по господдержке стало свиноводство, на долю которого пришелся 21% финансирования инвестпроектов. "Отрасль уже не только насытила внутренний рынок, но и выходит на экспорт. Может быть, пора остановить финансирование этих проектов и направить средства на другие приоритеты?", - заявила глава ИАМ.
В сегодняшних условиях производители свинины и мяса птицы больше нуждаются в поддержке по продвижению их продукции на внешние рынки. "Надо заниматься вопросами, связанными с экспортом, они быстро не решаются", - добавила она.
Продэмбарго FOR EVER
Комментируя решение о продлении продовольственного эмбарго до конца 2017 года, Тюрина заявила, что оно "вполне оправдано". "Контрсанкции были введены в период роста производства, и их продление позволило компаниям планировать свою деятельность на более длительную перспективу", - заявила она.
Более того, глава ИАМ считает, что эмбарго вообще отменять не стоит. "Мы привыкли жить в условиях ограничения импортного продовольствия. Мы постепенно переходим из категории импортера сельхозсырья и продовольствия в категорию экспортера этой продукции. Конечно, в этих условиях отменять санкции не стоит, - заявила она. - Дефицита продовольствия нет, в торговле растет доля отечественной продукции, качество ее находится под контролем. Так что положительная динамика налицо".
Продовольственное эмбарго действует в РФ с 7 августа 2014 года в отношении продукции из США, ЕС, Австралии, Норвегии и Канады. В 2015 году оно было продлено по 5 августа 2016 года, в июне этого года - до конца 2017 года. С 13 августа 2015 года в список "запрещенных" стран включены присоединившиеся к антироссийским санкциям Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн, с 1 января 2016 года - Украина.
Запрет касается мяса и мясной продукции, рыбы и рыбной продукции, молока и молочной продукции, овощей и фруктов.