Интервенция подставила плечо: сельхозпроизводители Алтая ожидают рост цен на зерно

Государственные интервенции на рынке зерна на прошлой неделе стартовали в Алтайском крае. Несмотря на то что объемы закупа продукции пока не столь значительные, местные сельхозпроизводители надеются, что торги все же выравняют ситуацию на рынке.

03.10.2016
Источник: http://exp.idk.ru
Дело в том, что даже не полностью собранный пятимиллионный урожай зерна на Алтае уже отразился на ценовой ситуации. По сравнению с прошлым годом пшеница III и IV классов серьезно подешевела. Аграрии рассчитывают, что интервенции поднимут цены хотя бы на уровень прошлого года. Нынешняя стоимость зерна позволяет его производителям рассчитывать лишь на нулевую рентабельность.

В то, что спокойствия на зерновом рынке, как и в два предыдущих года, в этот раз ждать не стоит, стало понятно уже в середине августа. Сначала рекордная урожайность озимых культур, доходившая до 70 центнеров с гектара, дала свой сигнал рынку. Затем дровишек в огонь подбросил Минсельхоз России, регулярно повышавший прогнозы по рекордному сбору зерна. И вот цены на основную российскую сельхозкультуру — пшеницу начали падать, причем по всей России. Происходило это не постепенно, а резко, буквально за одну-две недели.

В начале сентября, когда на Алтае уборка зерна только подходила к своему «экватору», цена была уже значительно ниже аналогичного уровня прошлого года. Сейчас, имея в закромах почти 5 млн тонн зерна свежего урожая, местные сельхозпроизводители столкнулись с неутешительной ситуацией. Пшеница III и IV классов потеряла в цене 1,5–2 тыс. рублей за тонну. Для сравнения: если год назад III класс стоил 11–11,5 тыс. рублей за тонну, то сейчас цена с трудом дотягивает до 9,5 тыс. И это при самом лучшем раскладе.

Как сообщил Александр Балаков, председатель «Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края», это сельхозпроизводителей никак не устраивает. «Цена, сложившаяся сейчас на рынке, не соответствует тем затратам, которые понесли сельхозпроизводители в этом году, — сообщил он. — Во-первых, очень серьезно подскочила стоимость техники, даже несмотря на действующую льготную программу по приобретению отечественных тракторов и комбайнов. Во-вторых, увеличились затраты на запасные части и топливо. В этом году большие деньги были направлены на покупку средств защиты растений. Дождливое лето в разы увеличило частоту различных болезней. Все это отразилось на себестоимости».

По словам фермера, весной хозяйства выстраивали свою технологию из расчета цен на зерно предыдущего года. Нынешние цифры вызывают у них, мягко говоря, шок.

http://exp.idk.ru/wp-content/uploads/2016/09/zakupochnye-tseny-na-zerno.jpg

Есть вероятность, что ситуация все-таки изменится в лучшую сторону. 21 сентября в Алтайском крае стартовали закупочные интервенции. В первый день был приобретен небольшой объем — 16 тыс. тонн пшеницы, зато по максимальным ценам — 10,9 тыс. рублей за III класс, 10,4 тыс. рублей — за IV класс.

Уже на этой неделе регион будет участвовать в четырех сессиях, по две 27-го и 28-го числа. По словам Александра Балакова, если до конца года в закрома государства со свободного рынка уйдет хотя бы 150–200 тыс. тонн алтайского зерна, это уже благотворно отразится на нынешней ситуации. В союзе полагают: со временем местные зернопереработчики подтянут свои цены до уровня интервенционных. Иначе они просто рискуют остаться без сырья, прежде всего продовольственной пшеницы III класса. Этого зерна в крае в этом году не так много. «Пока прошли первые торги, — сообщил Александр Балаков. — Многие сельхозпроизводители даже не знали об этом. Сейчас идет серьезное движение в эту сторону. Народ начинает получать аккредитацию либо обращается в специальные структуры, которые торгуют зерном на бирже. В любом случае, я полагаю, интервенции будут востребованы».

Правда, некоторые местные хозяйства рискуют остаться в стороне. По словам Сергея Топчиева, руководителя «Панкрушихинского агропромснаба», его хозяйство с удовольствием приняло бы участие в торгах. Останавливает лишь отсутствие в доступной близости аккредитованного элеватора. «Коротоякский элеватор», который ранее выполнял эти обязанности, в 2016 году в списке хранителей не значится. «У нас есть “Каменский элеватор”, который аккредитован государством, однако до него 120 километров. Такое расстояние доставки сулит нам большие расходы. В итоге овчинка выделки не стоит», — рассказал Сергей Топчиев. По его словам, хозяйство будет ждать либо более выгодных вариантов в государственных интервенциях, либо повышения цен на свободном рынке.

Примечательно, что в отличие от пшеницы по другим сельхозкультурам нового урожая серьезного снижения цен в сентябре не было. Напротив, пошла вверх стоимость алтайской гречихи. Как сообщил Александр Балаков, перекупщики из других регионов России уже дают за нее на 2 тыс. рублей за тонну больше, чем местные переработчики.

О востребованности алтайской гречихи сообщил и Виктор Траутвейн, руководитель крупного сельхозпредприятия «Майское» в Косихинском районе. По его словам, в прошлом году хозяйство не продало ни килограмма гречихи на местном рынке. Вся продукция ушла за пределы региона, часть — в Прибалтику. Фермер уверен: в этом году ситуация может повториться.

Еще одной востребованной за пределами Алтайского края культурой в этом сезоне становится горох. По словам Александра Балакова, в настоящий момент его активно вывозят в Казахстан. Другие культуры соседей пока не интересуют.
Цифры

    1,5–2 тыс. рублей потеряла в цене тонна пшеницы III и IV классов по сравнению с прошлым годом.
    98% площадей, отданных под зерновые культуры, убрано в Алтайском крае, по данным на 26 сентября. Уборка масличных и сахарной свеклы продолжается.




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews