Экспорт основных зерновых в декабре составил 3,1 млн т, в том числе 2,4 млн т пшеницы, приводит данные ФТС директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов и подтверждает гендиректор «Прозерна» Владимир Петриченко. Официальная таможенная статистика пока не опубликована. По сравнению с декабрем 2015 г. экспорт зерна ниже почти на 23%. Экспорт основной культуры, пшеницы, сократился на 21% до 2,4 млн т.
Цена покупки в порту в декабре оставалась низкой – на уровне $183 за тонну, приводит данные гендиректор «Прозерна» Владимир Петриченко. Экспортерам приходилось непросто из-за укрепления рубля в ноябре-декабре, замечает он. Стоимость пшеницы 4-го класса (отгрузка с элеватора) в европейской части России – 8615 руб. за тонну ($143), говорит Петриченко. Получается, что разница между внутренней и экспортной ценой – $40, что даже не покрывает транспортных издержек, добавляет Петриченко. Следовательно, маржа у многих экспортеров отрицательная. Прибыль составляет $1–3 с тонны, что очень мало, говорит топ-менеджер одного из экспортеров зерна.
Производители ждут роста цен, отмечает Петриченко. Сейчас при укреплении рубля целесообразно придерживать зерно, подтверждает председатель краснодарского сельхозкооператива Юрий Хараман. Соотношение рубля и доллара снижает внутренние цены, сетует он. Для предприятий, занимающихся только зерновыми, ситуация сложная. Но кооператив Харамана получает выручку от других видов сельскохозяйственного бизнеса, в частности животноводства. Поэтому у него есть возможность некоторое время не продавать зерно.
Ждать бессмысленно: дефицита зерна в мире нет, как и ожиданий низкого урожая в 2017 г., говорит Петриченко. Кроме того, с каждым годом снижается и внутреннее потребление зерновых для производства кормов: производство птицы падает, производство свинины увеличивается, но не такими бурными темпами, как несколько лет назад.
В декабре 2015 г. рыночная конъюнктура была существенно лучше: был эффект девальвации рубля, поэтому экспорт тогда активизировался, напоминает Сизов. Кроме того, диапазон экспортных цен был выше, чем в текущем сезоне: $180–210 против $164–184, уточняет Сизов.
За половину сезона экспортировано 20,6 млн т зерновых и зернобобовых, что на 3% меньше, чем за такой же период 2015 г. Минсельхоз в конце года повысил экспортный потенциал России в текущем сезоне: с 35 млн до 35–40 млн т зерновых. Следовательно, России предстоит экспортировать еще до 20 млн т зерновых. В предыдущие годы Россия две трети и даже больше от общегодового экспорта продавала в первой половине сезона, говорил ранее «Ведомостям» Сизов. Этот сезон будет нетипичным, и в нем поставки распределятся более равномерно.
Екатерина Бурлакова