Вроде бы хорошо - дефицита хлеба в стране точно не будет. Но эксперты радоваться не спешат. Низкая прибыль может отбить желание аграриев заниматься производством зерна, опасаются они. Да и со стороны потребителей плюсов тоже маловато - хлеб и хлебобулочные изделия если и подешевеют, то незначительно.
Уже к декабрю прошлого года запасы зерна в стране достигли рекордных 45 миллионов тонн, сообщил Росстат. На рост урожая биржа отреагировала мгновенно: если в начале прошлого года среднемировая стоимость пшеничных фьючерсов составляла 175,6 доллара за тонну, то сейчас - 156,6 доллара. А если учесть, что доллар за это время подешевел почти на 10 рублей, то получается и вовсе двойная потеря.
По оценкам экспертов, страна продала за границу уже около 16 миллионов тонн зерна, до конца сезона необходимо сбыть еще около 12 миллионов тонн. Но из-за низких цен производители не торопятся гнать зерно за рубеж. Но и держать его им невыгодно, поскольку запасы необходимо обновлять, а хранение тоже стоит денег. Ситуация достаточно серьезная, считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
И влияет на эту ситуацию целый ряд факторов. В частности, мировой рынок зерна сейчас не в нашу пользу, учитывая, что цены и там падают. К тому же рекордного урожая ждет Австралия - не самый последний игрок на этом рынке. А это - дополнительный фактор к снижению цен, что не очень хорошо для наших производителей, пояснил эксперт в беседе с корреспондентом "Российской газеты".
Подешевевшее зерно лишь стабилизирует цены на хлеб
в магазинах, они не будут расти прежними темпами
Надежда, что все запланированные объемы получится экспортировать, слабая, сетует Корбут. "Вряд ли мы сможем реализовать свой экспортный потенциал, который сейчас оценивается в 41-42 миллиона тонн", - говорит Александр Корбут.
Считайте сами - собрано в этом году примерно 119 миллионов тонн зерна, переходящие запасы составляют 13 миллионов. Внутренняя потребность России в зерне оценивается в 70 миллионов тонн. "Если вывезем хотя бы 35 миллионов тонн, остается еще 25-27 миллионов, - продолжил он. - И эта разница будет давить на рынок: цены внутри страны будут объективно снижаться". Из-за этого будут страдать производители. И пока сложно сказать, как они поведут себя в этой ситуации. Риск того, что часть из них снизит интерес к выращиванию зерна, довольно велик.
При этом сами по себе цены на зерно практически не оказывают влияния на конечную стоимость хлеба, который лежит на прилавках российских магазинов. "Сами посудите - в розничной цене буханки лишь порядка 15 процентов - это стоимость самого зерна, остальное - другие расходы", - напоминает Александр Корбут. В лучшем случае, по его мнению, низкие цены на зерно позволят стабилизировать цены на хлеб. То есть опасаться роста цен на него в нынешней ситуации точно не стоит. С начала этого года он подорожал, по данным Росстата, на 0,2 процента - в два раза меньше, чем, например, сметана, яблоки и бензин.
Что касается экспорта, то в скором времени он может возобновиться прежними темпами, считает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Зайцев. По его словам, сейчас экспортная цена на российскую пшеницу 4-го класса составляет порядка 183 долларов за тонну. Если она не настроится на повышение к концу февраля и не произойдет снижения курса рубля до отметки в 60 рублей за доллар, то высокие запасы пшеницы действительно могут начать "продавливать" ценовой уровень внутри страны. Однако с нового года начал формироваться тренд на повышение. По оценкам ИКАР, в ближайшее время уровень российской экспортной цены повысится.
"Все негативные для цен факторы перепроизводства текущего сезона давно известны рынку, - отмечает Зайцев. - Далее предвидится повышение на фоне коррекции таких оценок к реальному уровню, а соответственно, некоторому росту мировой цены". К тому же оценки по севу озимой пшеницы от минсельхоза США на будущий урожай в Америке находятся на рекордно низком уровне, что также будет способствовать укреплению мировых цен.
Каким будет следующий урожай, пока сказать сложно. Однако по оценкам Российского зернового союза, он также будет весьма приличным - порядка 105-115 миллионов тонн. "Может быть, нового рекорда и не случится, но это тоже очень высокий показатель", - резюмировал Александр Корбут.