По данным Росстата, за три года производство мяса птицы и свинины в России увеличилось на 20%. При этом рост производства комбикормов хоть незначительно, но «отстает» – только 6% в год в натуральном выражении. В денежном эквиваленте рост выглядит просто фантастически – 35% за год.
57% комбикормов приходится на корма для птицы, 35% – для свиней, 8% – для КРС. В сфере производства комбикормов работает более 500 заводов, около 100 из которых приходится на Черноземье.
Любопытно, что Росстат и Alltech дают разную оценку производства комбикормов в России. Росстат показывает цифру лишь в 25,8 млн тонн комбикормов плюс 1,3 млн тонн растительных кормов. Говоря об объемах, следует учитывать значительную долю теневого сектора, показатели которого не отражены в статистике, отмечает гендиректор исследовательской компании Abercade Надежда Орлова: по разным оценкам, это 15-60% от официального производства.
Великолепная четверка и «Каргилл»
Из пяти крупнейших производителей комбикормов четыре представлены в Черноземье – «Черкизово» (1,6 млн тонн в год, из которых 0,77 млн приходится на Воронежскую и Липецкую области), «Мираторг» (1,3 млн), «Приосколье» (1,3 млн) и «БЭЗРК-Белгранкорм» (0,75 млн, из них в Белгородской области – 0,58 млн).
Белгородский регион является лидером среди областей Черноземья и всей России по производству комбикормов. Здесь расположены два из четырех комбикормовых завода «Мираторга», Ливенский комбикормовый завод («Агро-Белогорье»), производящий 210 тыс. тонн в год кормов для свиней, а также входящий в «Приосколье» «Новооскольский комбикормовый завод». Здесь же «Приосколье» (650 тыс. тонн мяса птицы в год, 1-е место в РФ) в 2015 году открыло «Завод премиксов № 1», единственное предприятие в СНГ выпускающее лизин – одну из незаменимых в производстве комбикормов аминокислоту. Правда, предприятие испытывает серьезные проблемы с экологами, регулярно выигрывающими у него процессы в судах – с запахом при таком производстве бороться сложно. Сейчас «Приосколье» строит новые очистные сооружения для своего завода премиксов. Лидер рынка комбикормов России «Черкизово» имеет крупный Лев-Толстовский комбикормовый завод в Липецкой области и новый, запущенный в 2016 году, Семилукский комбикормовый завод в Воронежской области. Его строительство обошлось в 1,7 млрд рублей, производственная мощность – 500 тыс. тонн комбикормов в год. Теперь, здесь же в Семилуках, «Черкизово» строит откормочные площадки для свинокомплексов. Один сегмент рынка сразу же вытягивает за собой другой. Сегодня компания производит 573 тыс. тонн мяса птицы в год (2 место в РФ) и 170 тыс. тонн свинины (3 место). «Черкизово» планирует увеличить в 2017 году производства кормов до 1,67 млн тонн за счет вывода на полную мощность Семилукской площадки.
Для всех упомянутых агрохолдингов основной задачей является самообеспечение собственных птицеводческих и свиноводческих сегментов бизнеса – лидеры «Черкизово» и «Мираторг» уже вышли на 100%-ую самообеспеченность. Сторонним покупателям комбикорма отгружает «Белгранкорм», да и то в незначительном количестве и мелкой фасовке. Цена такого комбикорма варьируется от 16 до 26 рублей за килограмм. А средняя цена комбикорма по России находится в пределах 16,5 рубля за килограмм. В 2016 году она не росла, а наоборот, был период в конце года, когда цена на комбикорм несильно, но постоянно снижалась в течение четырех месяцев. В результате цены конца 2016 года оказались даже чуть ниже цен конца 2015 года.
Вообще, интеграция кормопроизводства и животноводства началась именно в Белгородской области: с 1998 года «Белганкорм» вкладывается в животноводческие и птицеводческие активы. В 2015 году холдинг произвел около 58,7 тыс. тонн свинины (13 место в РФ) и 281 тыс. тонн мяса птицы (4 место в РФ).
Пятое место среди производителей комбикормов Черноземья (и восьмое по РФ) занимает «Русагро» – 580 тыс. тонн в год, имеющая по одному комбикормовому заводу в Белгородской и Тамбовской областях. Компания занимает второе место в РФ в сегменте свиноводство (187 тыс. тонн).
Шестое место в Черноземье и девятое в РФ занимает «Агро-Белогорье» (162 тыс. тонн свинины в год, 4 место в РФ). Три его завода, Ливенский, Яковлевский и Новоборисовский, производят вместе 460 тыс. тонн комбикормов.
14-е и 15-е места среди крупнейших производителей комбикормов России (и соответственно – 6-е и 7-е места в Черноземье) занимают агрохолдинги «Белая птица» (Белгород, 285 тыс. тонн комбикормов и 236 тыс. тонн мяса птицы) и группа компаний «Агропромкомплектация», расположенной в Курске (116 тыс. тонн свинины в год, 6 место в РФ, и 307 тыс. тонн комбикормов).
Стоит отметить, что все крупнейшие производители комбикормов Черноземья входят в топ-20 по РФ либо по свиноводству, либо по птицеводству, а иногда и в оба рейтинга. Единственный в РФ крупный независимый производитель комбикормов «Каргилл» (5 место по комбикормам в РФ) в черноземных областях не представлен. Причина очевидна – мощное развитие животноводческих комплексов и их ориентированность на самообеспечение кормами не оставляет места для внешних игроков. Та же «Белая птица» обеспечена собственными кормами только на 60% (самый низкий наряду с курской «Агропромкомплектацией» показатель среди крупнейших агрохолдингов Черноземья). Покупать недостающие корма она предпочитает у небольших местных производителей.
Пятая часть рынка – у мелких игроков
Поскольку основа комбикормов на две трети зерновая, то многие хлебоприемные комбинаты и мелькомбинаты имеют в своем составе комбикормовые цеха, ориентированные на мелкого местного потребителя, но готовые работать и с крупными агрохолдингами. Доля рынка у таких средних производителей достаточно солидная – около 20%. Кроме того, в последние годы сильно развивается сегмент мини-комбикормовых заводов, способных выпускать от 17 до 750 тонн комбикормов в сутки. Здесь любопытно отметить, что в странах ЕС, совокупно выпускающих около 250 млн тонн комбикормов в год (в 8,5 раз больше, чем Россия), сращивания комбикормовой промышленности и животноводческой отрасли не произошло и основной объем производства комбикормов сосредоточен на независимых предприятиях. В России же чужакам не доверяют, прежде всего, в вопросах качества, и живут по принципу: хочешь сделать хорошо, сделай сам. Собственное производство не только выше по качеству, но и ниже по себестоимости. «Это не мода, а естественный процесс для повышения доходности, – считает руководитель Национального комбикормового союза России Владимир Манаенков. – Консолидация комбикормовых заводов и животноводческого сектора продолжится». И, кстати, все комбикормовые заводы агрохолдингов работают на полную мощность. Для сравнения – загруженность производственных мощностей в масложировой промышленности всего 65%.
Основной проблемой для небольших производителей комбикормов, как, впрочем, и для многих других импортозависимых отраслей, является девальвация рубля. Из-за рубежа ввозится от 70 до 80% кормовых витаминов, ферментов и аминокислот для производства комбикормов. Зерно, входящее в состав большинства их них, является биржевым продуктом и также зависит от курса рубля. Еще одним важным фактором выживаемости независимых производителей комбикормов является соотношение объемов производства мяса птицы и свинины крупными комплексами и мелкими предприятиями, а также личным подворьем. Например, в Воронежской области только 5% свиней выращивается в личных хозяйствах. А в Белгородской области, если верить статистике, свиней в личных подворьях и фермерских хозяйствах вот уже четыре года нет совсем. Можно предположить, что и перспективы независимых производителей здесь не очень радужны.
Несмотря на все сложности средних и мелких производителей кормов, сам по себе рынок комбикормов является лакомым куском не только для агрохолдингов, но и для разного рода контролирующих органов.
Рецептик не подскажете?
Весь 2016 год обсуждалась тема государственной регистрации «кормовых добавок». В начале 2017-го Казахстаном были предложены поправки к техническому регламенту ЕАЭС «О безопасности кормов и кормовых добавок». Согласно им должны быть изменены основные термины и все что относится к производству комбикормов – витамины, пробиотики, ферменты, аминокислоты и т. д. Все они должны называться «кормовыми добавками», и этот термин необходимо противопоставить обычным «кормам». «Кормовые добавки» должны будут проходить государственную регистрацию. Причем регистрироваться должны также премиксы и кормовые концентраты, что вообще противоречит мировой практике. Российская сторона в связи с казахскими предложениями разделилась ровно пополам: бизнесмены категорически против, контролирующие органы – за. Регистрация одного рецепта должна обойтись в 200 тыс. рублей. А всего российский комбикормовый бизнес будет терять до 600 млн рублей в год. Сотрудники Россельхознадзора радостно потирают руки.
Регистрация рецептов может затормозить научные изыскания в этой сфере. Ведь рецепты кормов постоянно совершенствуются из-за поиска лучшей конверсии, то есть соотношения затраченного корма к привесу. Коэффициенты конверсии ежегодно улучшаются. Вероятно, лучшие показатели коэффициента конверсии в птицеводстве показывает «Белгранкорм» – благодаря использованию в рецептуре кормов корнажа, сырого зерна кукурузы. Вообще, специалисты считают, что высокая доля зерновых в комбикормах является важнейшим фактором, снижающим экономические показатели животноводства. Затраты на производство кормов на единицу животноводческой продукции в России в 2-3 раза выше, чем в развитых аграрных странах. Например, в корме для свиней до 68% зерна, а экономически обоснованный процент – 40-45. Есть много способов уменьшения доли дорогих зерновых побочными видами сельскохозяйственного производства, такими как шроты, жмыхи и жомы, а также введением в состав кормов растительного белка. Споры специалистов на эту тему регулярно возникают на отраслевых конференциях и выплескиваются на страницы специализированных изданий – единого мнения нет.
Позиция контролирующих органов, желающих усиления контроля за рецептурой кормов, вполне объяснима. Дело в том, что определенная часть комбикормов производится из генно-модифицированных организмов (ГМО). В частности, шрот из ГМО-бобов, ГМО-кукурузы и ГМО-сои. Отказ от ГМО-продуктов в производстве комбикормов может удорожить их производство на 100-120 долларов за тонну, или на 7-10%. Агрохолдинги не готовы к такому увеличению издержек – и стоят насмерть.
Российское законодательство по использованию ГМО в сельском хозяйстве достаточно запутано и регулярно подвергается изменению. До настоящего момента разрешено использовать 22 вида ГМО растений, в том числе и те, что используются в производстве комбикормов. В июне 2014 года было выпущено постановление правительства, ужесточающее оборот и контроль за ГМО-растениями, при этом была предоставлена трехлетняя отсрочка. Ожидается, что новые правила вступят в силу с 1 июля 2017 года, если за оставшиеся месяцы Минсельхоз и агрохолдинги не пролоббируют еще одну отсрочку.
Ни один из опрошенных нами представителей агрохолдингов не испугался возможного ужесточения правил регистрации рецептов кормов. Все говорят, что их корма соответствуют мировым стандартам, принятым в отрасли.
Пока идут споры крупнейшие агрохолдинги Черноземья продолжают вкладываться в сегмент комбикормов. В феврале 2017 года «Агро-Белогорье» открыло комбикормовый завод в Яковлевском районе Белгородской области мощностью 210 тыс. тонн в год, инвестиции составили 1,8 млрд рублей. В марте этого же года «Мираторг» ввел в эксплуатацию в Белгородской области предприятие по производству специальных кормов для молодняка крупного рогатого скота молочных пород годовой мощностью 22 тыс. тонн комбикормов в год. Среди реализованных в 2016 году проектов стоит отметить комбикормовый завод свиноводческого холдинга «Промагро» мощностью 80 тыс. тонн в год.
Среди заявленных, но не сдвинувшихся с места комбикормовых проектов, самым амбициозным является так и не начатое строительство завода «Белой птицы» в Курской области за 2,9 млрд рублей.
Любопытно еще одно направление – протеиновые корма для животноводства. Единственное такое предприятие пока построено на Алтае компанией «Био технологии» Александра Германа (не путать со скандально обанкроченной в Воронеже одноименной компанией, занимавшейся утилизацией ветеринарных отходов). Господин Герман в 2015 году заявил намерение построить аналогичные предприятия в Воронежской области и Татарстане. Однако за два года ничего о новых протеиновых проектах не было слышно.
Так что, как видим, будущее комбикормовой отрасли Черноземья тесно увязывается с развитием животноводческих мощностей крупнейших агрохолдингов.
А чего ждут от комбикормового сегмента сами холдинги?
Директор филиала «Комби» ООО «АПК-Курск», входящего в ГК «Агропромкомплектация», Виктор Мищенко сообщил «Абирегу»,что в их предприятии приоритетом в 2017 году будет увеличение эффективности действующего производства, и, несмотря на то, что завод в Конышевском районе работает на полную мощность, увеличивать объемы производства на нем не планируется. Зато компания начала строительство здесь же, в Курской области, третьего завода (еще один есть в Твери). Он сможет производить 30 тонн основных комбикормов в час и еще 5 тонн кормов для поросят. После введения в строй третьего завода «Агропромкомплектация» рассчитывает выйти на 100%-е самообеспечение кормами. Господин Мищенко не очень верит в усиление госконтроля за рецептурой кормов и считает, что те, кто выпускает некачественный корм, просто не выживут из-за конкуренции, а применять запрещенные компоненты не получится, так как это отразится на качестве мяса, а оно контролируется значительно сильнее кормов.
В «Мираторге» «Абирегу» ответили, что уже давно обеспечивают себя кормами на 100%, причем, из собственных зерновых. Усиления госконтроля за рецептурой в компании не боятся, так как работают в соответствии с ГОСТами, жестко контролируют производство на всех его этапах, а компоненты кормов выращивают на собственных экологически чистых землях.
В «Черкизово» планируют в 2017 году увеличить объем выпуска комбикормов на 100 тыс. тонн и освоить в комбикормовом сегменте 360 млн рублей. (В 2016 году было освоено – 320 млн рублей).
В «Белгранкорме» нам сообщили, что благодаря тому, что они поставляют значительную часть своей продукции в сеть «Макдональс», мировой лидер фаст-фуда контролирует всю цепочку производства мяса, в том числе и на стадии производства кормов. И проблем в этом направлении в «Белгранкорме» не видят. В прошлом году компания провела полную реконструкцию двух комбикормовых площадок, из-за чего производство приходилось останавливать на несколько месяцев.
Накормим и перекормим
По прогнозу российско-белорусской исследовательской компании «Аберкейд», к 2025 году общий объем производства комбикормов в России составит 36 млн тонн. В 2015 году было 24,6 млн тонн. Одним из важнейших составляющих успеха комбикормовой промышленности является удельный вес сбалансированных рационов в кормах. То есть наличие в них не только питательных, но и биологически активных веществ (БАВ), благодаря которым животные могут выполнять не только физиологическую, но и репродуктивную функцию. Наличие БАВ в кормах достигается через премиксы. Емкость российского рынка премиксов оценивается в 600 млн долларов в год. Их ожидаемый рост производств в ближайшие 10 лет составляет 70%. Первым из животноводческих холдингов, начавших движение в этом направлении в Черноземье, оказалось «Приосколье», запустившее в 2016 году свой завод по производству лизина. Крупнейший российский производитель премиксов также находится в Черноземье – липецкий и волгоградский заводы группы «Мегамикс» выпускают 140 тыс. тонн премиксов в год и вместе занимают 20%-ую долю на рынке.
С иностранцами или без, а российский рынок комбикормов показывал и будет показывать устойчивый рост. Его без колебаний можно назвать драйвером всего животноводства. А черноземные компании, производящие комбикорма и премиксы, занимают лидирующие позиции в отрасли. И представляется – на много лет. Хорошо покушать любим не только мы.
Александр Пирогов