Холодная весна разогреет цены на продовольствие
Сложные погодные условия будут выгодны сельхозэкспортерам, но не потребителям.
В предстоящем сельхозгоду Россия сможет экспортировать до 40 млн т зерна, из которых почти 30 млн т составит пшеница. Общий урожай зерновых превысит 100 млн т. Таковы оптимистичные прогнозы некоторых экспертов рынка и чиновников от Минсельхоза. Однако реализации этих масштабных планов могут помешать и уже мешают недавние весенние заморозки. Из многих регионов приходят тревожные сводки о потере урожая. Сокращение сельхозпроизводства из-за погодных аномалий приведет к росту цен. Это на руку экспортерам, но играет против внутреннего потребителя, сообщают эксперты.
«В новом сезоне у нас ожидаются новые рекорды – 40 млн т зерновых в целом», – прогнозирует исполнительный директор центра «Совэкон» Андрей Сизов.
По данным «Совэкона», общий экспорт зерновых в новом сезоне ожидается на уровне 39,9 млн т, в том числе 29,2 млн т пшеницы, а также 5,8 млн т кукурузы и 3,5 млн т ячменя. В текущем же сезоне 2016/17 экспорт зерновых оценивается на уровне 37,1 млн т, в том числе 27,6 млн т пшеницы.
Однако высокие объемы экспорта в новом сезоне ожидаются на фоне очередного высокого урожая и рекордных переходящих запасов, подчеркивает Сизов. «Реализация этих сценариев будет означать серьезнейшее давление на цены на внутреннем рынке. Вероятность обвального падения цен в ближайшие месяцы растет», – приводит данные центра RNS.
Схожие оценки по экспорту дает и Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Так, по словам главы ИКАР Дмитрия Рылько, в следующем сельхозгоду РФ нарастит экспорт пшеницы до рекордных 28 млн т.
Итак, с зерном в России пока все в порядке. Чего не скажешь о других видах продовольствия. Аномально холодная погода в некоторых регионах уже привела к потерям урожая. «Холодная весенняя погода может привести к снижению урожая овощей и фруктов, что повлечет за собой ускорение темпов роста цен в третьем квартале (июль–сентябрь) этого года», – прогнозируют в департаменте исследований и прогнозирования ЦБ.
«Отвратительная погода. У нас уже на 20% будет урожай ниже! Морозы убили цветоносы, пчелы не летают в такую погоду, опыления нет, цветы есть, но они не опыляются. Естественно, урожай будет меньше и не такой крупный, как хотелось бы. Сейчас все растения угнетены холодом. Не знаю, сколько это продлится, но это 100% скажется на урожае», – жаловался директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин. Уменьшение сельхозпродукции, в свою очередь, приведет к росту цен. «Если сельхозпродукции будет меньше при таком же спросе, то цены должны вырасти», – полагает Грудинин.
Из многих регионов РФ уже идут новости о проблемах с урожаем. Из-за заморозков под угрозой оказались посевы кукурузы, яровых и подсолнечника в Воронежской области. Снижение урожайности с одного гектара на 15–20% ожидают и в Ярославской области. Из-за холодной погоды и сильных дождей погибли озимые сельскохозяйственные культуры в хозяйствах Костромской области. С серьезными трудностями сталкиваются и производители молочной продукции – из-за отсутствия кормов резко снижаются надои. А российские пасечники из разных регионов жалуются на массовую гибель пчел из-за холодов.
Отметим, неблагоприятная погода уже стала причиной снижения прогноза Минсельхоза по урожаю зерна на текущий год. «Я думаю, что цифра в целом по этому году будет не ниже 100 млн т, но она может быть и 100, и 103, и 105 млн т», – рассказывал на Петербургском международном экономическом форуме глава Минсельхоза Александр Ткачев. Ранее же в ведомстве прогнозировали, что сбор зерна составит 110 млн т.
Даже если в текущем году РФ соберет и свыше 110 млн т зерна – это все еще не позволит стране выйти на уровень самообеспеченности по зерну. Российские чиновники ранее неоднократно подчеркивали, что для этого Россия должна производить около 1 млн т зерна на человека. «В развитых странах нормой обеспеченности зерном считается 1 т в расчете на одного человека. Мы этого уровня пока не имеем», – констатировал еще в 2010 году тогдашний первый вице-премьер Виктор Зубков. Таким образом, РФ должна производить свыше 140 млн т зерна в год, «чтобы обеспечить хлебобулочными изделиями население, загрузить перерабатывающую промышленность и развивать животноводство». «Россия должна значительно увеличить производство мяса и молока, а также довести производство зерна до 1 т в год на человека», – рассказывал, будучи премьер-министром, Владимир Путин.
Действительно, в своих оценках ЦБ говорит о том, что во втором полугодии может усилиться инфляционное давление в том числе из-за последствий холодной весенней погоды, соглашаются эксперты «НГ». «Тем не менее воздействие сложившихся во втором квартале 2017 года погодных факторов на различные культуры будет носить неоднозначный характер», – полагает аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. Так, заморозки действительно могут обусловить заметное сокращение урожая овощей и фруктов в ряде регионов. «Озимые же зерновые (около 30% посевов), напротив, получат поддержку. Вряд ли это нивелирует негатив для плодоовощной продукции, но с точки зрения экспортных поставок это позитивный фактор», – замечает аналитик.
«Вообще погодные условия уже активно влияют на финансовые результаты текущего сельскохозяйственного года», – признает гендиректор компании «Форум» Роман Паршин. Уже три недели подряд экспортные цены на российскую пшеницу активно растут. «В начале текущей недели тонна стоила уже около 188 долл. Главным фактором роста выступают именно погодные риски, поскольку холода на территории России и Украины, крупнейших экспортеров зерновых в восточноевропейском регионе, могут привести к существенному снижению урожая. То есть, как ни странно, погода сейчас играет на стороне российских аграриев и экспортеров, и чем дольше продлятся холода, тем выше поднимется стоимость контрактов еще до завершения уборки зерновых», – рассказывает эксперт.
«Погодный фактор благоприятен для экономики тем, что если будет хороший урожай, то будет какая-то возможность его продать. Если не на внутреннем рынке, то на внешнем», – сообщает завлабораторией аграрных исследований Академии народного хозяйства и госслужбы Анатолий Тихонов. С другой стороны, было бы хорошо собирать не только фуражное зерно, но и продовольственное зерно первого класса, которое идет в хлебопечие, а не на корм скоту и на производство, замечает он.
Ольга Соловьева