Борьба с соевыми сосисками и пальмовым маслом приведет к росту цен
Власти Ленинградской области поддержали идею Россельхознадзора отслеживать перемещение соевых бобов, пальмового масла и других компонентов пищевой продукции.
По словам чиновников, это позволит защитить потребителей от некачественной продукции. Эксперты, в свою очередь, говорят, что дополнительная надстройка чиновников вряд ли станет адекватным ответом на тягу покупателей к дешевому продукту и желание производителей предоставить им этот продукт. Скорее всего, это скажется только на цене продукта.
Зампредседателя правительства Ленобласти — председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Сергей Яхнюк высказался за идею Россельхознадзора: "Хорошо, если мы будем понимать, куда и в каких объемах было поставлено пальмовое масло или соевый белок после того, как эти продукты оказались на территории Российской Федерации. Например, мы будем четко знать, какой объем пальмового масла получил тот или иной производитель мороженого, какой объем продукции он с ним произвел. Или, например, спросим, зачем поставляется соевый белок на мясоперерабатывающее предприятие, если в составе колбасы или сосисок указано, что они не содержат заменителей мяса".
По его словам, сейчас Ленобласть внедряет на своей территории электронную систему противодействия производству и продаже фальсифицированной молочной продукции. Недавно, в частности, был запущен пилотный проект по отслеживанию полного цикла производства и реализации молочной продукции на территории области.
По словам профессора кафедры технологии мясных, рыбных продуктов и консервирования холодом Университета ИТМО Александра Ишевского, введение подобного контроля не приведет ни к защите прав потребителей, ни к увеличению прозрачности работы производителей. "Оборот растительных жиров в России огромен — это кондитерское производство, мясопереработка, молочная продукция. Бороться с этим бесполезно, да и просто невозможно", — считает А.Ишевский.
По его словам, в нашем государстве и так немало контролирующих организаций: "Это лишняя маркировка, лишняя надстройка чиновников, которые якобы будут контролировать производство продуктов. Но у нас есть Торговая палата, Санэпидемстанция, Роспотребнадзор и т.д.".
"Фальсификат молочной продукции связан не с тем, что в страну поступили пальмовые или кокосовые жиры, а с тем, что 70% населения ориентировано на потребление дешевого продукта, а его можно удешевить только заменяя дорогие компоненты дешевыми. Лишняя надстройка этого не изменит, но ее работа может сказаться на цене. Если это ляжет на плечи производителя, он вложит это в цену продукта. Так что проиграет в конечном счете потребитель".
Председатель петербургской общественной организации потребителей "Общественный контроль" Всеволод Вишневецкий, в свою очередь, выражает уверенность в том, что поставки пальмового масла в Россию будут только расти. "Новость о том, что мы поставили Су-35 в Индонезию в обмен на пальмовое масло и та восторженность, с какой эта информация подавалась, отражает позицию нашего государства: пальмовое масло необходимо — и его доля будет увеличиваться", — говорит эксперт. Зачем Россельхознадзор хочет подсчитывать объемы пальмового масла, Вишневецкому непонятно — оно и так учитывается Таможенной службой.
"Ввиду того, что за последние 10 лет контроль существенно ослаб и никакого действенного эффективного контроля за качеством и безопасностью продукции в стране нет, все отдано на откуп производителям, то и любые дополнительные формы контроля приведут к удорожанию продуктов питания или увеличению фальсифицированной продукции, поскольку, например, переход на электронную сертификацию приведет к значительному росту затрат на оборудование для входа в систему. Эти затраты надо чем-то покрывать", — соглашается он с профессором Ишевским.