У некоторых российских аграриев коровы питаются кормом с ГМО, а Россельхознадзор не контролирует вспышки болезней скота, показала проверка Генпрокуратуры. Нарушения обнаружены в разных регионах страны. В Россельхознадзоре говорят, что претензии прокуроров в основном связаны с бюрократией, но к виновным приняты меры.
Генеральная прокуратура РФ проверила деятельность Россельхознадзора. Проверка проходила в 2016-м и первой половине этого года, сообщил «Известиям» официальный представитель надзорного ведомства Александр Куренной.
В числе обнаруженных нарушений — превышение в кормах для животных допустимого значения генно-модифицированных компонентов (по техрегламенту Таможенного союза, оно не должно быть больше 0,9%). Лабораторные данные об этом поступили в управление Россельхознадзора по Владимирской области, но чиновники не провели проверку по этому факту, выяснили прокуроры.
Также, по данным надзорного ведомства, сотрудники региональных управлений Россельхознадзора не заботятся о предупреждении болезней животных и их лечении. Например, в той же Владимирской области местное управление Россельхознадзора приняло решение о проведении внеплановой проверки в связи со вспышкой ящура (острое вирусное заболевание, которому подвержен скот) на сельхозпредприятии лишь спустя неделю после его выявления. Сама проверка не позволила достоверно определить причины проблемы и собрать доказательства нарушений со стороны предприятия, уточнил Куренной.
В Тюменской области крупный рогатый скот вовремя не прививали от болезней. В том, что нарушение не было своевременно пресечено, прокуроры также винят Россельхознадзор: он должен контролировать работу госветслужбы, но не сделал этого. Здесь же, в Тюменской области, пять ветеринарных центров неверно вели журналы регистрации очагов сибирской язвы — таким образом, не было контроля за распространением болезни.
— Массовый характер носят нарушения, связанные с ненадлежащим оформлением документов проверочных мероприятий, а также процедуры осуществления производства по делам об административных правонарушениях, — отметил Александр Куренной.
Как пояснили в Генпрокуратуре, сотрудники Россельхознадзора зачастую неверно оформляют документы, которые нужны для привлечения к административной ответственности сельхозпроизводителей. Поэтому виновные остаются безнаказанными.
В Россельхознадзоре «Известиям» заявили, что выявленные Генпрокуратурой нарушения носят в большей степени бюрократический характер и не способны повлечь за собой такие последствия, как распространение эпизоотий (широкого распространения инфекционных болезней среди животных). В службе сообщили, что готовят письмо в Генпрокуратуру по поводу результатов проверки.
— Вместе с тем служба сделает соответствующие выводы административного характера, — добавили в пресс-службе Россельхознадзора.
В администрации Тюменской области «Известиям» сообщили, что была проведена служебная проверка и все виновные в нарушениях законодательства в сфере ветеринарии привлечены к ответственности. В администрации Владимирской области оперативно не ответили на запрос «Известий».
Доктор биологических наук Ирина Ермакова заявила, что превышение допустимого уровня ГМО в кормах животных опасно для потребителей. По мнению эксперта, такая пища может привести к хроническим воспалениям внутренних органов животных и сделать опасной продукцию из их мяса. Ирина Ермакова, выступающая против ГМО, придерживается позиции о том, что пища с генно-модифицированными компонентами может привести к бесплодию и другим заболеваниям. Эти опасения не разделяют многие ученые. В прошлом году более 100 нобелевских лауреатов
подписали открытое письмо в защиту ГМО. Врач-диетолог ФИЦ питания и биотехнологии Юлия Чехонина ранее рассказывала «Известиям», что «пока никому не удалось доказать опасность ГМО-культур».
В июле 2016-го в России
вступил в силу закон о запрете ГМО в сельском хозяйстве. В стране запрещено выращивать и разводить генно-модифицированные растения и животных, исключение — научные и исследовательские нужды. Закон также предусматривает возможность запрета на импорт ГМО-продукции по результатам мониторинга ее воздействия на человека. Импортеры обязаны пройти специальные регистрационные процедуры.
Президент Мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян рассказал, что использование ГМО в кормах для животных — общемировая практика.
— В странах ЕАЭС есть такой показатель: если уровень ГМО в продукте превышает 0,9%, то он считается генно-модифицированным, если ниже, то нет, — пояснил эксперт. — Также должен быть зарегистрирован сам тип модификации. Если такой тип не установлен нормативным актом — это нарушение законодательства.
По данным опроса ВЦИОМа, который проводился в 2016 году, 82% россиян считают, что продукты с ГМО в той или иной степени вредят нашему здоровью.
Мария Недюк