Зерна экспортируем все больше, а денег получаем – все меньше

Снижение мировых цен на продовольствие ударило по российским аграриям.

31.01.2018
Источник: http://www.ng.ru/
Рекорды зернового экспорта – это предмет гордости для российских чиновников. Только оценивают объемы экспорта они почему не в долларах, а только в тоннах. Объяснение этого парадокса не слишком приятно для россиян. Оказывается, что чем больше зерна вывозит Россия, тем меньше денег она за это получает. За три года вывоз зерновых в физическом выражении увеличился на 35,7%, а в стоимостном – сократился на 1,8%. Похожая картина наблюдается и по другим статьям продовольственного экспорта, отмечается в отчете Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ)

Минсельхоз не устает радовать население завоеванием новых высот в экспорте сельхозпродукции. Россия с 1 июля 2017 года по 24 января экспортировала 29,8 млн т зерна, на 35% больше, чем за аналогичный период прошлого сельхозгода, и до середины лета сможет экспортировать 45–47 млн», – говорится в недавнем сообщении ведомства. Это позволило выйти России на второе место в мире по его продажам, а по экспорту пшеницы РФ остается на первом месте с начала 2017 года. Лидером в мировой торговле зерном по-прежнему остаются США, которые экспортируют 80,3 млн т, из них 47,7 млн – кукуруза.

Глава Минсельхоза Александр Ткачев провел на днях совещание, на котором отметил, что в России формируется система поддержки экспорта продовольствия, и задача министерства – сделать ее конкурентоспособной на уровне передовых зарубежных стран. «Производство сельхозпродукции за 2014–2016 годы выросло более чем на 11%. По предварительным данным, в 2017 году экспорт продукции АПК составил 20,1 млрд долл.», – сказал Ткачев.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович тоже отмечал рост производства зерна: в 2016 году было собрано 120 млн т, а в 2017-м – 134 млн. Ткачев считает, что потенциал страны составляет 200 млн т, но достичь этого уровня мешает дефицит влаги, а решить проблему с выделенными 2 млрд руб. затруднительно, нужно еще столько же.

Проанализировавшие данные по экспорту продовольствия и сельхозсырья экономисты из Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) отмечают, однако, что рост физических объемов экспорта не приводит к соответствующему росту выручки. По их данным, за три квартала 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го почти по всем товарным категориям наблюдался прирост экспорта в физическом, но не в стоимостном объеме. Например, за три года вывоз зерновых в физическом выражении увеличился на 35,7%, а в стоимостном – сократился на 1,8%. Даже там, где наблюдался рост обоих показателей, темпы прироста физических объемов в основном уступали темпам роста выручки. Например, экспорт сахара вырос в 2,3 раза в тоннах, но в деньгах – лишь на 65,2%.

Провластные медиа создают картину небывалых успехов отечественного агросектора. «Это вообще самый большой урожай за всю историю. В РСФСР, по-моему, приблизительно было 127 (млн т. – «НГ») в 1978 году. То есть такого урожая вообще никогда не было», – говорит президент Владимир Путин. Правда, независимые эксперты указывают, что небывалые успехи аграриев – это сильное преувеличение.

За последние 35 лет производство зерновых во всем мире выросло на 77,4% (а без учета постсоветских стран на 86,5%), тогда как в России оно упало на 20%, и, если брать игру вдолгую, получается, что по этому показателю РФ занимает 144-е место из 162 стран мира. Такие отрезвляющие данные приводит бывший экономический советник президента Андрей Илларионов.

Опрошенные «НГ» эксперты называют разные причины увлечения чиновников и аграриев экспортом, который не дает адекватного денежного прироста. «Выход на внешние рынки – это необходимость, своего рода стравливание пара, – сказал «НГ» член Совета при председателе Совета Федерации РФ по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования Анатолий Тихонов. – Внутренне потребление зерна в РФ составляет 55–60 млн т, а производится его вдвое больше. Наращивание производства – это вопрос политический, оно обеспечивает занятость на селе, зарплаты крестьянам. Поэтому дешевеющий экспорт – это своеобразная альтернатива потере зерна, когда хозяйствам просто невыгодно убирать его из-за низких цен. В то же время необходимо переходить к экспорту высокомаржинальной продукции, а то мы продаем Турции зерно, а у нее покупаем муку. Нужно самим экспортировать муку, крахмал, клейковину и тому подобные продукты переработки зерна».

«Отчеты Минсельхоза о росте производства и экспорта напоминают советские времена, но тогда был план по валу. Необходимо тщательно проанализировать ситуацию. На наш взгляд, пальму первенства по экспорту пшеницы Россия не завоевала, ей ее просто отдали за ненадобностью. США давно переключили внимание на производство гораздо более маржинальной продукции, например сои. Выстраивая долгосрочную стратегию развития сельского хозяйства, надо ориентироваться не на объемы, а в первую очередь на доходность крестьян», – сказала «НГ» директор Центра агропродовольственной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Наталья Шагайда.

Анатолий Комраков




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews