Рынок говядины в России в условиях продовольственного эмбарго
На протяжении последних лет на рынке мяса крупного рогатого скота в России наблюдаются негативные тенденции.
Объем производства мяса всех видов в России в убойном весе во всех категориях хозяйств в 2016 г вырос на 334,0 тыс т, или на 3,5%, относительно 2015 г и составил 9 899,2 тыс т. Данный прирост был связан в первую очередь с ростом производства свинины (на 269,5 тыс т), в меньшей степени он был обусловлен наращиванием выпуска мяса птицы (на 85,3 тыс т). Что касается производства говядины, то на рынке складывается менее позитивная ситуация: выпуск этого вида мяса упал за год на 30,4 тыс т и составил по итогам 2016 г 1 619,0 тыс т.
Негативная тенденция на рынке мяса КРС наблюдается в стране на протяжении многих лет. Кризис отрасли начался еще в 90-е гг прошлого века с массового забоя скота, в том числе молочных коров. Так, если в 1990 г производство мяса данного вида составляло 4 329,3 тыс т, то уже к концу десятилетия показатель упал до 1 867,6 тыс т, т.е. в 2,3 раза. При этом за аналогичный период времени (с 1990 по 1999 гг) поголовье КРС упало в 2 раза: с 57,0 до 28,1 млн голов. В 2016 г поголовье КРС в стране насчитывало 18,8 млн голов.
На российском рынке говядины достаточно велика доля импорта, однако в последние годы она существенно сократилась. Так, в 2012 г зарубежные поставки составляли 728,9 тыс т, что соответствовало 44,8% от объема внутреннего производства в убойном весе во всех категориях хозяйств. В 2016 г доля импорта от российского выпуска снизилась до 16,1%. Отметим, что порядка 60% всего мяса КРС в России производится в частных хозяйствах населения, которые и являются конечными потребителями продукции, поэтому если говорить исключительно о предложении рыночной продукции, то доля импорта здесь гораздо выше.
Снижению доли импорта в последние годы отчасти способствовало введение Россией продовольственного эмбарго в августе 2014 г. Так, в 2013 г на долю поставок из запрещенных стран (США, страны ЕС, Австралия, Канада, Норвегия) приходилось 8,7% от всего импорта говядины на российский рынок, в 2014 г доля этих стран снизилась до 4,4%, а в 2015-2016 гг поставок из этих стран не отмечалось вовсе. Однако не действие эмбарго явилось основной причиной сокращения доли импортной говядины на отечественном рынке, поскольку ключевыми поставщиками мяса КРС традиционно являются южноамериканские государства – Бразилия и Парагвай, на поставки из которых действие запрета не распространяется. Поставки и из этих стран в последние годы сильно просели. Так, с 2014 по 2016 гг импорт замороженной говядины из Бразилии снизился на 236,8 тыс т, а из Парагвая – на 87,2 тыс т. Сложившаяся на рынке ситуация привела к тому, что структура импортных поставок говядины на российский рынок по странам мира заметно изменилась. Так, если в 2013 г на долю Бразилии и Парагвая суммарно приходилось 50,7% поставок, то в 2016 г их доля сократилась до 41,8%. За аналогичный период времени доля Беларуси в импорте мяса КРС выросла с 13,8% до 53,5%.
Причиной сокращения поставок говядины из Бразилии и Парагвая на российский рынок послужила резкая девальвация национальной валюты, имевшая место в 2014-2015 гг, в результате чего закупочные цены в пересчете на рубли выросли почти в 2 раза. Ситуацию усугубило общее падение платежеспособного спроса в стране. Население в целях экономии вынужденно переключилось с постоянно дорожающего мяса КРС на более доступные виды мяса: свинину и курицу. Для сравнения, в 2016 г розничная цена свинины (кроме бескостного мяса) в среднем по стране составляла 260,7 руб за кг, цена говядины (кроме бескостного мяса) равнялась 312,5 руб за кг. Куриное мясо было еще доступнее для потребителя, так, средняя рыночная цена на куриные окорочка в 2016 г не превышала 153,8 руб за кг.
Несмотря на падение натуральных объемов импорта, эксперты мясной отрасли убеждены, что в ближайшей перспективе Россия будет продолжать зависеть от поставок зарубежной говядины. Это обусловлено, во-первых, тем, что климатические условия страны не позволяют ей конкурировать по себестоимости продукции с крупнейшими экспортерами говядины. Отопление коровников в зимний период, оплата труда, комбикорма, заготовка кормов на зиму обходятся очень дорого. Между тем, например, в Бразилии коровы пасутся на солнце каждый день, из персонала нужен разве что пастух, а крестьяне собирают два урожая в год.
Во-вторых, разведение КРС на мясо – далеко не самое рентабельное направление в стране. Цикл производства мяса птицы – 40 дней, свинины – порядка 6 месяцев, для говядины этот период составляет 1,5 года для быков и от 2 до 3 лет для коров. Начинать новые проекты, особенно в нынешней экономической ситуации, рискованно и невыгодно, поэтому заинтересовать российских фермеров в долгосрочных инвестициях в данное направление можно разве что прямой поддержкой от государства, которая на данный момент предоставляется в недостаточном объеме.