Вкус машинного масла: как россияне отвыкли есть натуральные продукты
В течение этой недели Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Роскачество проведут масштабную проверку молочной продукции по всей стране. До 26 марта по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича контролирующие органы будут закупать в рознице образцы молока, сливочного масла и творога, которые затем будут направлять для исследования в лаборатории, чтобы сделать вывод о реальной доле фальсификата на рынке. РБК Петербург попросил экспертов описать ситуацию с качеством продуктов в России и объяснить мотивы организаторов подобных проверок.
Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России:
«Невысокое качество продуктов — довольно масштабная проблема. После введения эмбарго прилавки с иностранными продуктами опустели — и местные производители ринулись занимать освободившуюся нишу. Появилась возможность снимать сливки, причем действовать надо было быстро, ведь эмбарго не вечно. Из-за этого многие производители во имя роста объемов производства стали зачастую пренебрегать качеством продукта, не всегда соблюдая адекватную технологию производства.
Если взять, например, сыр, то экспертиза показывает, что подавляющее большинство отечественных производителей не соблюдают технологические временные рамки по выдержке сыра. Сыроделы пытаются сократить нормальный цикл производства сыра, чтобы успеть в условную единицу времени произвести больше продукции. Естественно, это отражается на качестве
Учитывая существующую в России культуру потребления, крайне сложно стабилизировать качество продуктов питания рыночными механизмами, по аналогии с практикой Западных стран. Дело в том, что наш потребитель ориентируется прежде всего на цену и внешний вид продукта, но почти не обращает внимания на компанию-производителя. Из-за этого у нас очень мало производителей, которые бы дорожили своим именем, строили бренд на высоком качестве продукта в расчете на долгосрочную лояльность покупателя. Тогда как в Европейском союзе производители уделяют этому много внимания, репутация является во многом определяющей при покупке.
Так как рыночные механизмы в России слабо развиты, государство пытается регулировать качество продуктов административными методами. Однако выходит не очень эффективно, потому что в работе надзорных органов отсутствует системность — все сводится к какой-то «кампанейщине». Например, сложно понять, почему вчера государство ревизовало молдавские вина, а сегодня — молочные продукты. Я бы не сказал, что ситуация с качеством молока в стране хуже или лучше, чем в других продуктовых категориях.
Если мы сомневаемся в качестве продуктов на отечественном рынке, то надо проверять рынок в целом, а не отдельные его сегменты. Без лабораторных исследований невозможно понять, из чего на самом деле сделаны условные сосиски, позиционирующиеся как продукт без сои и ГМО. А лабораторных исследований надзорные органы проводят очень мало».
Александр Маурер, соучредитель ГК «Лосево»:
«Ситуация с фальсификатом на российском молочном рынке за последнее время не улучшилась. С одной стороны, потребитель стал больше внимания уделять составу продукта, ориентироваться на более натуральные ингредиенты. Спрос на молоко, соответствующее принципам здорового образа жизни, вырос. С другой стороны, существенно упала покупательская способность населения, и далеко не каждый адепт ЗОЖа может позволить себе действительно натуральные продукты. Естественно, что в ответ на эти два тренда появились находчивые производители, которые для снижения себестоимости производят молоко из более дешевых ингредиентов, однако выдают его за натуральное.
Поэтому вполне понятно, почему государство пытается вмешаться и урегулировать ситуацию с недобросовестными производителями. Однако не понятно, окажет ли это существенное воздействие на качество молока и молочных продуктов.
Главная задача — добиться соответствия маркировки и реального состава. Чтобы не вводить потребителя в заблуждение. Если производитель все же добавляет в молочные продукты растительные жиры, то нужно честно писать об этом на этикетке, и формально этот продукт может считаться качественным. Но дело в том, что и растительные жиры могут быть разными. Некоторые из них используются для производства машинного масла. В любом случае, качество не равно натуральности. Потребитель сам решает, продукт с каким составом он хочет покупать».
Александр Мышинский, генеральный директор торговой сети «Реал»:
«С качеством продуктов на рынке в целом установился определенный паритет. Опускаться ниже не позволяют ГОСТы и технические условия (ТУ). Улучшать качество производителю не дают цены, которые покупатель готов платить. Однако в целом мы видим тренд на восстановление покупательской способности. Гонка за низкой ценой, пусть и с низким качеством, закончилась, и очень дешевые товары покупают сейчас плохо.
Однако даже если произойдет скачок реально располагаемых доходов, то вряд ли мы увидим всплеск спроса на натуральные продукты высокого качества. Дело в том, что после достаточно продолжительного кризисного периода, когда потребитель был готов жертвовать качеством, чтобы сэкономить, у него появилась привычка употреблять не самые натуральные продукты.
Мы проводили эксперименты, делали дегустации, которые показывают, что первые места зачастую занимают недорогие продукты с не полностью натуральным составом. Люди просто отвыкли есть настоящую сметану, пить полностью натуральное молоко, чай или кофе».