Чумной июль. Почему в Россию вернулся свиной вирус?

Июль стал испытанием на прочность для российских животноводов. Почти весь месяц в разных уголках нашей страны происходили вспышки африканской чумы свиней (АЧС). В связи с этим сегодня уничтожаются десятки тысяч особей, другого выхода для прекращения распространения чумы нет. С чем связано такое распространение болезни, есть ли здесь умысел и каковы последствия? Подробности – в материале корреспондента «ФедералПресс».

27.07.2018
Источник: http://fedpress.ru/
Хроника гибели

Как зафиксировали специалисты ветеринарной службы России, в июле только с 14 по 20 число в стране произошло восемь вспышек АЧС. В целом, по данным Россельхознадзора, в этом году зарегистрировано уже 47 вспышек, в том числе 24 – у домашних свиней и 20 – среди диких кабанов. От вируса гибнут как кабаны, так и свиньи. На сегодняшний день против него так и не изобретено вакцины. Для человека он безопасен. Но вот для экономики – нет. Когда особь заражается, ее приходится уничтожать. Если вовремя не выявить чуму, то заразиться может целое стадо и его придется пустить под нож целиком. Единственная мера борьбы с заболеванием – жесткий карантин. Все особи в радиусе 20 км должны быть уничтожены, а туши сожжены.

Последний случай очага заражения АЧС произошел в Новгородской области. Это случилось на откормочной площадке «Новгородского бекона». Все свиньи на площадке должны быть уничтожены, а это 37 тыс. животных. В связи с этим губернатор подписал указ о введении карантина до 21 августа в ряде районов.

В Калининградской области на предприятии «Правдинское Свино Производство» также планируется уничтожить все поголовье свиней в связи со вспышкой АЧС. На середину июля в области было зарегистрировано девять очагов. Также был введен карантин в связи с АЧС на «МПЗ Окраина» в Мурманске, где ранее обнаружили мясо с вирусом АЧС из Калининградской области.

23 июля Россельхознадзор сообщил о регистрации АЧС в Саратовской и Ивановской областях. Сейчас там проводится комплекс организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий. Также в июле вспышка африканской чумы свиней была выявлена в Белгородской области. Это произошло на площадках компании «Русагро». Правда, репродуктор, на котором обнаружили вирус, предназначался для производства молодняка. Это значит, что товарные свиньи там не содержатся. Но в любом случае в ближайшее время всех животных, размещенных на этой площадке, уничтожат.

В начале текущего месяца в Тверской области впервые за четыре года обнаружили очаг АЧС. Это произошло в одном из личных подсобных хозяйств в селе Каблуково.

Неспокойно и у наших европейских соседей. По информации ветеринарной службы России, о 17 вспышках АЧС сообщили ветеринарные службы Латвии, о 18 – Польши, но больше всего в Румынии – 32. Среди зарегистрированных случаев – вспышка на ферме с поголовьем почти 45 тыс. особей. В других регионах страны также пострадали уже десятки животных.

Кабанов – к расстрелу!

С чем связано обострение АЧС именно в июле? Как заявил в интервью корреспонденту «ФедералПресс» главный эксперт по анализу и прогнозированию рынка Национального союза свиноводов Николай Бирулин, с потеплением ситуация с вирусом ухудшается. Основным разносчиком являются дикие кабаны, и когда люди начинают ходить в лес, риск распространения этой болезни многократно возрастает.

Еще одним фактором и каналом распространения болезни являются личные подсобные хозяйства (ЛПХ). «Животные там не защищены от вируса, так как содержатся в открытых условиях. Поэтому разрабатываются правила содержания свиней в ЛПХ, которые смогут существенно повысить биобезопасность животных в этом сегменте», – поясняет Николай Бирулин.

Для России АЧС – проблема не сегодняшнего дня. По словам главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, инфекция впервые появилась на территории страны в 2007 году. За это время число вспышек росло, правда в последние годы стало снижаться. Пик заболеваемости пришелся на 2016 год. Тогда было зарегистрировано 222 случая среди домашних свиней и 76 среди кабанов, а в 2017-м уже меньше: 149 среди свиней и 54 среди кабанов. В целом с 2007 года по настоящее время была зарегистрирована 1321 вспышка. За это время государственные службы научились быстро реагировать на очаги и ликвидировать их. В стране создана и действует комиссия правительства по предупреждению распространения и ликвидации АЧС.

Правда, по оценкам экспертов, власть сегодня предпринимает недостаточные меры для предупреждения болезни. «Скажем, одной из мер может быть депопуляция кабана в зонах рядом со свинокомплексами, то есть должна быть зона отчуждения, на которой вообще нет кабанов, – поясняет руководитель отдела животноводства и ветеринарии исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Евгений Лапинский. – Но такие мероприятия не проводятся. Более того, например, недавно губернатор Липецкой области издал указ о запрете охоты на кабана до зимы».

Хотя, по словам эксперта, кабаны – это не самый главный фактор распространения АЧС. Главный – оборот зараженной свинины. Чаще всего это свинина домашнего происхождения. Она нередко продается нелегально где-то на теневом рынке. «Все невозможно проконтролировать, – поясняет он. – Мелкие производители зачастую безответственно относятся к ситуации с АЧС. В одном месте продадут мясо, в другом. И что они там продают, никто не знает».

Одной из преград на пути оборота такого мяса должна стать электронная ветеринарная сертификация «Меркурий», о которой недавно писал «ФедералПресс». Но «Меркурия» здесь будет явно мало. Необходимо еще и ввести идентификацию животных в России. Закона о ней пока нет, но о его необходимости уже не раз говорили.

Такая идентификация, по словам Евгения Лапинского, уже введена в ряде западных стран. Правда, как мы видим, это не помогает преодолеть проблему АЧС полностью. Зато там предлагаются меры тотальной депопуляции поголовья диких кабанов на зараженной территории.

Например, в Польше. «План предполагает использование оборудованных тепловизорами дронов для установления местонахождения и подсчета кабанов, которые должны быть уничтожены охотниками, – рассказывает Николай Бирулин. – Охотничьи клубы будут обязаны отстрелить до 90 % насчитанных на данной территории животных в течение двух недель. Для ликвидации трупов кабанов должна использоваться армия. По заявлению Союза охотников, отстрел идет уже три года и до сих пор убито около 1,5 млн животных».

Одна из мер, которую предлагают польские чиновники, – это строительство на границе с Россией, Белоруссией, Украиной и Литвой 1200-километрового забора для защиты от проникновения кабанов, переносящих АЧС. Латвийские специалисты предлагают меры дезинфекции работников леса. Для людей вирус не опасен, но они могут его переносить на себе. Есть случаи, когда вирус распространялся по лесу вместе с оборудованием для вырубки и таким образом попадал на свинофермы.

Стоит добавить, что из-за увеличения вспышек АЧС в июле Европейская комиссия объявила о выделении 10 млн евро на разработку вакцины. Несмотря на некоторые исследования в Испании, вакцины так и нет.

Никаких диверсий – просто безответственность

По словам Николая Бирулина, АЧС является основным риском и сдерживающим фактором развития российской свиноводческой отрасли. Как заявил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, с 2007 года прямой ущерб стране от АЧС составляет 5 млрд рублей, косвенный – 50–70 млрд.

Сегодня в России действуют меры компенсации свиноводческим фермам. Например, убытки предприятию в Калининградской области, где недавно произошла вспышка АЧС, компенсируют из расчета 95,83 рубля за один кг живого веса. При этом на рынке в этом же регионе сегодня туша продается по 185 рублей за кг, а в начале лета она была 146 рублей. В розницу мясо поступает еще дороже – свыше 200 рублей. При этом, как отмечает Евгений Лапинский, государство не может компенсировать всем. А страховщикам эта отрасль становится неинтересной из-за АЧС, когда приходится ликвидировать все стадо.

Еще одна проблема для экономики – экспорт. Сегодня Россия закрыла свою потребность по свинине. И чтобы ей развиваться дальше, нужно развивать экспорт. Но при таком количестве вспышек АЧС в стране нашу свинину вряд ли будут покупать за рубежом, отмечает Евгений Лапинский.

Кроме того, он развеял миф о том, что мясо падших животных попадает на прилавки рынков и магазинов. По его словам, ветеринарные службы следят за уничтожением туш больных животных. Другое дело, когда происходит где-то в регионе вспышка, животноводы в страхе стараются быстрее забить своих свиней, пока они не заразились. Следовательно, на прилавки попадает много мяса, а значит, оно дешевеет. Так можно объяснить случаи, когда в результате АЧС свинина дешевеет.

Отвечая на вопрос корреспондента, не может ли частота вспышек АЧС свидетельствовать о некоей конкурентной диверсии, он ответил, что вряд ли такое возможно. «Если бы для этого заболевания была вакцина, тогда можно было бы предположить, что такое количество вспышек – это диверсия, – поясняет он. – То есть можно было искусственно создавать спрос на вакцину. Но раз вакцины нет, то кому это нужно? Думаю, что оценивать распространение АЧС в таком ключе некорректно. Все это скорее результат безответственности и отсутствия бдительности наших фермеров, и не только их».

Евгений Сеньшин




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews