Системные проблемы комбикормовой промышленности. Что мешает отрасли развиваться?
Основные системные проблемы комбикормовой промышленности:административные барьеры, фальсификаты и низкое качество компонентов комбикормов, отсутствие государственной поддержки научного сопровождения на постоянной основе отечественных биотехнологий в кормопроизводстве, низкий уровень развития систем менеджмента безопасности и качества продукции.
Автор статьи: Владимир Манаенков, генеральный директор Ассоциации производителей кормов Евразийского экономического союза (АПК ЕАЭС)
Административные барьеры в настоящее время являются самым серьезным дестабилизирующим фактором развития комбикормовой промышленности. Негативное влияние административных барьеров состоит в том, что создается мутная законодательная среда, позволяющая недобросовестным чиновникам на свое усмотрение «казнить» или «миловать» отдельные компании, что естественным образом развивает коррупцию. Самым наглядным примером является ситуация с проектом технического регламента «О безопасности кормов и кормовых добавок», разработчиком которого является Республика Казахстан. Не буду объяснять, почему именно Казахстан. В данный момент главным вопросом является согласованная позиция Минсельхоза России по этому документу (см. табл. 1).
Во всем мире «кормовые добавки» являются неотъемлемой частью «кормов». В своих аргументах Россельхознадзор, как фокусник из рукава, вынимал «аргументы», которые на поверку оказывались блефом: то несоответствие нашей позиции приказу Минсельхоза России от 1 апреля 2005 года №48 по регистрации кормовых добавок, то несоответствие Кодексу Алиментариус, то несоответствие Кодексу здоровья наземных животных МЭБ. В настоящее время нет ни одного документа, имеющего законодательную силу, подтверждающего позицию Россельхознадзора. Для чего Россельхознадзор это делает с упорством, достойным лучшего применения? Ответ очевиден: для того, чтобы хоть как-то объяснить отнесение кормовых смесей с уже зарегистрированными кормовыми добавками, в том числе премиксов и БВМК, к кормовым добавкам и требовать их государственной регистрации. Что Россельхознадзор и делает в настоящее время, не имея на это законодательного обоснования.
В международной практике не принято регистрировать премиксы и кормовые концентраты, т. к. регистрируются только входящие в них кормовые добавки. Каждая кормовая добавка имеет постоянный состав и инструкцию по применению, где указано, как и с чем ее можно или нельзя смешивать, какое процентное содержание допустимо или недопустимо, и т. д.
Комбикормовые предприятия выпускают в год тысячи рецептов с переменным составом по индивидуальным заявкам производителей сельхозпродукции. Регистрация премиксов и кормовых концентратов с каждым изменением их состава приводит к невозможности своевременно реагировать на нужды животноводов в целях обеспечения их кормами, необоснованному существенному росту затрат, сокращению номенклатуры, снижению объемов производства и даже полной его остановке. Если государственная регистрация премиксов и кормовых концентратов будет проводиться в полной мере, то это приведет к производственному коллапсу в кормопроизводстве и животноводстве.
Понимая это, представители контролирующих органов нашли «выход» – организовали государственную регистрацию так называемых «базовых рецептов», что, во-первых, нарушает авторские права производителей, во-вторых, подчеркивает абсолютно далекий от реальной жизни подход в обеспечении безопасности кормов и организацию навязанной бюрократической услуги. Как справедливо отмечают специалисты, «базовые рецепты» – это «филькина грамота», так как регистрируется один рецепт, а реально производятся тысячи других. Выходом из создавшейся ситуации является гармонизация терминов, определений и показателей безопасности Технического регламента таможенной территории ЕАЭС с международными стандартами, что позволит общаться с зарубежными специалистами по кормлению животных на одном языке, усилить экспортный потенциал и конкурентоспособность кормовой индустрии, а также сельскохозяйственной продукции и приведет к увеличению инвестиционной привлекательности всего сельского хозяйства России.
По этому вопросу отраслевые союзы, представляющие бизнес, связанный с производством и обращением кормов, многократно обращались к руководству Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, подключая к этому вопросу Торгово-промышленную палату и Государственную Думу Российской Федерации. Тем не менее, в течение многих лет нас под разными бюрократическими предлогами просто водили за нос. Однако с приходом нынешнего руководства Минсельхоза России в 2016 году, наконец, была принята согласованная позиция Минсельхоза России по Техническому регламенту ЕАЭС «О безопасности кормов и кормовых добавок».
Мы отстаивали согласованную позицию Минсельхоза России в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), но представители Россельхознадзора в переговорах на площадке ЕЭК продолжали выступать против позиции Минсельхоза России, которая была одобрена, в том числе, и Россельхознадзором. Более того, в прошлом году руководитель Россельхознадзора С.А. Данкверт организовал демарш по разрушению согласованной позиции Минсельхоза России по Техническому регламенту ЕАЭС «О безопасности кормов и кормовых добавок» именно по трактовке объектов технического регулирования. Аргументация состоит в том, что эта позиция не находит поддержки у отдельных представителей стран – членов ЕАЭС. Однако специалисты, связанные с производством и обращением кормов, прекрасно понимают, что указанные разногласия имеют системный и принципиальный характер и не могут быть предметом торга по принятию «компромиссного решения». В этом контексте важно знать, что впервые требовать государственную регистрацию премиксов и кормовых концентратов стал именно Россельхознадзор, а уже затем другие страны ЕАЭС взяли с него пример. В конечном итоге демарш С.А. Данкверта – это удар наотмашь по доверию бизнес-сообщества органам власти. В настоящее время Минсельхоз России дорабатывает свою позицию по проекту Технического регламента ЕАЭС «О безопасности кормов и кормовых добавок».
Можно приводить еще массу примеров административных барьеров, с которыми борются отраслевые ассоциации и союзы, связанные с производством и обращением кормов. Это и ситуация с регистрацией ГМО кормовых компонентов, и техническое, таможенное, ветеринарное регулирование в странах ЕАЭС, и поддержка отечественных производителей за счет других отечественных производителей, а также многие другие. Как мы видим, основополагающие документы принимаются на уровне Евразийского экономического союза, и контакты с нашими коллегами – компаниями стран ЕАЭС приобретают все более актуальное значение. В связи с этим в марте этого года была создана Ассоциация производителей кормов Евразийского экономического союза. Деятельность АПК ЕАЭС ориентирована на все направления кормопроизводства, включая обеспечение кормами сельскохозяйственных и домашних животных (животных-компаньонов). Ключевыми направлениями деятельности новой ассоциации станут вопросы технического, ветеринарного и таможенного регулирования в странах ЕАЭС.
Фальсификация кормовых компонентов неразрывно связана с административными барьерами. Как только появляется очередной «косяк» с законодательными документами, тут же производители комбикормов попадают в ласковые руки фальсификаторов и контрабандистов. Резкий скачок цен на тот или иной компонент комбикорма приводит к поиску варианта подешевле. В то же время определить качество и состав компонента комбикорма не всегда возможно на комбикормовом заводе, а сложные анализы в аттестованных лабораториях разорительны.
Фальсификаторы особенно активны в кормовых добавках. Разведение наполнителем представленных на рынке кормовых добавок – давно отработанная схема. Подделка рыбной муки перьевой тоже известна. Однако Россельхознадзор самоустранился от этой темы, объяснив, что это не входит в его обязанности. Сейчас предприятия на свои средства находят фальсификаторов и обращаются в полицию для их наказания. Национальный кормовой союз на своем сайте придает гласности обнаруженные случаи фальсификации, тем самым предупреждая о возможности распространения этой заразы. Считаю, что борьба с фальсификатами нуждается в тщательной проработке на законодательном уровне. В то же время низкое качество компонентов комбикормов известно. Это и мясокостная мука, и рыбная мука, и многие другие. Нестабильное качество компонентов комбикормов является одной из причин того, что производители ценных пород рыб до сих пор сидят на иностранных комбикормах. Это единственное направление животноводства, где мы не продвинулись ни на шаг, чтобы изменить ситуацию и создать конкурентоспособные комбикорма. По этой же причине производители кормов для Pet (кошек, собак и др.) категорически против запрета на импорт мясокостной муки.
Об импортозависимости по кормовым добавкам отечественного кормопроизводства мы говорим давно. Отечественный бизнес на свой страх и риск приступил к производству отечественного сульфата лизина и за относительно короткое время добился впечатляющих результатов. В этом году «Завод премиксов №1» вышел на проектную мощность и произведет 57 тыс. т, а «Аминосиб» – 10 тыс. т сульфата лизина.
Это ориентировочно составляет 35% от общей потребности. В перспективе предполагается запуск производства сульфата лизина компанией «Донбиотех».
Национальный кормовой союз в рамках Указа Президента №350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» подготовил предложения для включения в подпрограмму «Производство высококачественных кормов и кормовых добавок для животных». В наших предложениях представлена программа развития отечественных биотехнологий, по которым уже идет работа, в том числе по производству сульфата лизина. Что мы предлагаем?
Проведение исследований и разработок по созданию отечественных инновационных биотехнологий:
- производства микробного белка из природного газа и продуктов его переработки в объеме 125 тыс. т в год;
- производства лизина, которое полностью обеспечит потребность отечественного кормопроизводства, в объеме 160 тыс. т в год;
- производства треонина мощностью 13,5 тыс. т в год, что закроет более половины всей потребности страны в этой аминокислоте;
- производства валина мощностью 1000 т в год;
- производства витамина В2 (рибофлавина) в объеме 500 т в год;
- производства витамина В12 в объеме 300 т в год;
- производства кормовых ферментных препаратов на основе высокоактивных продуцентов (фитазы, ксилоназы, бета-глюконазы) в объеме 6000 т в год;
- производства органических микроэлементных комплексов в объеме 2400 т в год.
Современные биотехнологии нуждаются в постоянном научном сопровождении, и это надо учитывать обязательно, а объемы научных заделов достаточно ограничены. Работа по программе должна была начаться с прошлого года, однако чиновники уже год и, как мы видим, первый квартал этого года не могут разработать даже форму представления разработок. Это вызывает просто недоумение. Неужели все указы президента выполняются таким образом?
Казалось бы, государству необходимо финансово поддержать эти производства, сделать их конкурентоспособными на нашем рынке. Однако в настоящее время мы имеем только обещания. Наш президент говорит о необходимости технологического прорыва, а его указы саботируются.
Тем не менее, недавно Минсельхоз России направил в правительство письмо о том, что поддерживает предложение губернатора Белгородской области Е.С. Савченко о создании инновационного центра сельскохозяйственных биотехнологий и реализации проекта производства незаменимой аминокислоты L – треонина. Надеемся, что эта инициатива губернатора заставит органы власти обратить внимание на острые проблемы кормопроизводства. В то же время хочу специально подчеркнуть, что развитие отечественных биотехнологий направлено не против иностранных компаний, а в дополнение к ним.
В настоящее время именно иностранные компании спасают нас по кормовым добавкам, обеспечивая более 90% всей потребности. Многие из них локализуют свое производство в России, например компания Alltech. Компания Du Pont и другие рассматривают такую возможность. Отраслевые союзы не раз вставали на защиту иностранных компаний при произволе властей. Например, в случае авантюры по лицензированию лизина. Считаю, что нам необходимо плотнее работать с иностранными компаниями, обладающими передовыми технологиями, по локализации их производств в России, что в свою очередь опять-таки связано со снятием административных барьеров.
Системы менеджмента безопасности и качества продукции, если их выполнять реально, а не на бумаге, помогают конкретному комбикормовому заводу решать все вышеперечисленные проблемы. Они предусматривают мониторинг существующих нормативно-правовых документов на уровне Российской Федерации и Евразийского экономического союза. Через отраслевые ассоциации и союзы предприятия могут вносить свои коррективы. Это реально. Однако дело в том, что у многих сейчас просто нет на это времени, а должно быть. Регламентированная работа со списком надежных поставщиков защитит от фальсификатов и контрабанды. Предприятия смогут получать безопасное сырье стабильного качества. Требование к постоянному мониторингу научных достижений в области кормопроизводства позволит предприятию быть лидером по инновациям в комбикормовой промышленности. Главным результатом внедрения систем менеджмента безопасности и качества продукции является то, что предприятие системно и гарантированно развивается. У сотрудников появляется увлеченность работой, которая раньше казалась рутинной, у руководителей предприятия на контроль будет уходить меньше времени и средств, а на развитие стратегии – больше. В конечном счете это приведет к улучшению менталитета всех.
Автор: Владимир Манаенков, генеральный директор
Ассоциации производителей кормов Евразийского
экономического союза (АПК ЕАЭС)