Соевый бум пожирает тропическую саванну Бразилии

Промышленное сельское хозяйство в самой большой саванне Южной Америки превратило Бразилию в сельскохозяйственный завод. И это заманило производителей далеко в тропические леса Амазонки. Но разрушение так называемого биома Серрадо ускоряет глобальное потепление, разрушает водоразделы и подвергает риску дикую природу.


04.09.2018
Источник: http://gmoobzor.com
Когда семь лет назад фермер Джулимар Пансера купил землю в Бразилии, она была покрыта ярусами фруктовых деревьев, скрученных кустарников и иногда высокой пальмой, стоящей в чащи подлеска.

Он скосил большую часть этой растительности, поджег ее и начал сажать соевые бобы. За последнее десятилетие он и другие люди в этом регионе обезлесили территорию большую, чем Южная Корея.

Разрушительная политика землепользования и дешевая сельскохозяйственные угодья помогли преобразовать Бразилию в сельскохозяйственную сверхдержаву, крупнейший в мире экспортер сои (по большей части ГМО-сои), говядины и курицы, а также крупный производитель свинины и кукурузы. Эта область также заманивала фермеров и скотоводов в джунгли Амазонки, что вызвало глобальный протест, чтобы защитить их.

По словам экологов, проблема заключается в том, что в то время как Бразилия медленно уничтожила известные тропические леса до критического уровня, она поставила под угрозу еще одну жизненно важную экологическую зону: обширную тропическую саванну, в которой проживает 5 процентов видов на планете.

По данным правительственных чиновников, эта территория, известная как Серрадо, с 2008 года потеряла более 105 000 квадратных километров (40 541 кв. миль) родного покрова. Это на 50 процентов больше, чем вырубка лесов, наблюдавшаяся за тот же период в Амазонке. По размерам Серрадо исчезает почти в четыре раза быстрее, чем тропический лес.

Крупнейшая саванна в Южной Америке, Серрадо является жизненно важным хранилищем для углекислого газа, парниковые газы из-за растущих выбросов от природного топлива и обезлесение согревают атмосферу во всем мире. Бразильские официальные лица отметили, что защита родной растительности является критической для выполнения своих обязательств по Парижскому соглашению об изменении климата. Но ученые предупреждают, что биом достиг переломного момента, который может помешать усилиям Бразилии и усугубить глобальное потепление.

Сфокусировавшись на одной проблеме, Бразилия по существу создала другую, говорит Ане Аленкар, научный директор некоммерческого исследовательского института Amazon Environmental Research Institute, известного как IPAM.

«Существует высокий риск для климата, связанного с этим расширением», сказал Аленкар. «Ограничение и привлечение внимания к обезлесению Амазонки, в некотором роде, вынудило агропромышленный комплекс расширяться в Серрадо».

Потери уже можно наблюдать в водных ресурсах региона. Ручьи и родники заполняются илом и высыхают, так как растительность вокруг них исчезает. По словам ученых, это в свою очередь ослабляет верховья жизненно важных рек, уходящих в остальную часть страны. Находятся под угрозой водные пути, включая Сан-Франсиску, самую длинную реку в Бразилии за пределами Амазонки, в которой уровень воды в засушливый сезон никогда не падал до такого минимума.

«Удаление растительности может привести к исчезновению воды», сказала Лилиана Пена Мораль, профессор экологической инженерии Федерального университета Токантинса.

Дикая природа тоже находится под угрозой, в том числе редкие гиацинтовые ары, гривистые волки и ягуары, которые связаны с саванной. Там также есть тысячи растений, рыб, насекомых и других существ нигде больше не встречающиеся на Земле, многие из которых только начинают изучаться.

«Я сравниваю это с сожжением древней Александрийской библиотеки», сказал Мерседес Бустаманте, эколог из Бразильского университета. «Мы теряем накопленный эволюционный рекорд в тысячи лет, который никогда не может быть восстановлен».

Фермеры видят, что развитие Серрадо имеет решающее значение для глобальной продовольственной безопасности и процветания их страны. В 2017 году сельское хозяйство Бразилии выросло на 13 процентов, в то время как экономика в целом практически не изменилась. Способность страны продолжать производить новые сельскохозяйственные угодья дала ей дешевое преимущество перед конкурентами и укрепила статус как жизненно важного поставщика продуктов на мировые столы.





Информационное агенство SoyaNews SoyaNews