В Минсельхозе рассчитывают на рост посевных площадей под соей
Ввод новых мощностей по переработке сои в 2022 году и недостаточные темпы увеличения производства культуры могут привести к увеличению спроса и цен на такое сырье, считают в Минсельхозе. Это повысит привлекательность сои для аграриев, но может привести к увеличению себестоимости производства мяса, где большая часть расходов приходится на корма, в том числе с содержанием сои.
Возможный рост цен на соевые бобы в России в 2022 году обсуждался на совещании в Минсельхозе 22 декабря. Об этом
“Ъ” рассказали участники встречи. По их словам, в министерстве видят «серьезные риски» с обеспеченностью предприятий по переработке сои, что может вызвать повышенный спрос и рост цен на сырье.
Минсельхоз рассчитывает на увеличение посевных площадей под соей с текущих 3 млн га до 3,38 млн га в 2022 году, но регионы прогнозируют увеличение максимум до 3,26 млн га, пересказывают суть совещания источники “Ъ”.
На встрече упоминался проект ГК «Содружество» Александра и Натальи Луценко — крупнейшего переработчика сои в РФ — по строительству в Курской области нового завода с объемом переработки 1 млн тонн соевых бобов в год: его запуск запланирован на конец 2021 года. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько напоминает, что проекты в этой отрасли планируют и другие инвесторы. Группа «Черкизово» собиралась в 2022 году запустить в Липецкой области завод мощностью 350 тыс. тонн соевого шрота в год. Площадку мощностью по переработке около 1 млн тонн сои в год планировал достроить и местный холдинг «Эксойл групп». В «Содружестве» и «Черкизово» комментарий не предоставили, связаться с «Эксойл групп» оперативно не удалось.
По данным Минсельхоза, на 21 декабря в России собрали 4,9 млн тонн сои, что на 11,1% больше, чем годом ранее. Цель министерства — выйти на производство 6,5 млн тонн соевых бобов в 2025 году.
В Минсельхозе заявили “Ъ”, что урожая сои будет достаточно для загрузки действующих мощностей, а вопрос увеличения производства сырья для новых проектов прорабатывается.
Исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев указывает, что российские переработчики масличных никогда не были полностью обеспечены сырьем. По его словам, для решения этой проблемы и была введена экспортная пошлина на сою, которая должна позволить снизить объем вывоза соевых бобов с 1 млн тонн до 500 тыс. тонн в год. Пошлина на экспорт сои в 20%, но не менее $100 за тонну действует до 31 августа 2022 года. В Масложировом союзе рассчитывают на продление этой меры. По словам господина Мальцева, потребности переработчиков обеспечиваются за счет импорта 2 млн тонн соевых бобов и 500 тыс. тонн соевого шрота в год.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов согласен, что ввод новых мощностей по переработке сои поддержит цены на эту культуру. По данным ИКАР, сегодня соя в центральной части России продается в среднем по 49 тыс. руб. за тонну, против 47–48 тыс. руб. за тонну в конце 2020 года. Как отмечает господин Сизов, экспортная пошлина не влияет на цены на сою на российском рынке, поэтому для аграриев культура остается привлекательной. Но уже через два года в России может создаться профицит сои за счет внутреннего производства, прогнозирует господин Сизов. Гендиректор агрохолдинга «Степь» (входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова) Андрей Недужко говорит, что компания увеличивает площади посевов сои, но в связи с развитием собственного животноводческого дивизиона.
Для животноводов новый рост цен на сою и продукты ее переработки, которые входят в состав кормов, может привести к дополнительному увеличению себестоимости.
В Национальном союзе свиноводов отмечали, что только в 2020 году себестоимость производства свинины увеличилась на 15–20%, в первую очередь из-за роста цен на корма. На рост издержек также жаловались производители мяса птицы. В среду в Национальном союзе свиноводов и Национальной мясной ассоциации отказались комментировать эту тему. Источник “Ъ” среди производителей подтвердил, что компания видит риски роста цены на соевый шрот и, как следствие, на соевое масло, что отражается в стоимости кормов. По оценкам собеседников “Ъ” на рынке, расходы на корма занимают 70% в себестоимости мяса.
Алексей Полухин