В Израиле впервые напечатали растительную рыбу на 3D-принтере
Технологию разработал местный стартап Plantish. Филе лосося произвели из белков бобовых и экстракта водорослей. Стейк из такой рыбы получился насыщенным разными витаминами. По внешнему виду, вкусу и текстуре он, как говорят создатели, не отличается от реального лосося. Начать продавать продукт компания планирует через два года, пишет "Ъ".
Правда, из-за сложности технологии цена на такую рыбу должна быть очень высокой, что может затруднить массовое распространение продукта, считает советник председателя правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Татьяна Кондратьева:
«В настоящий момент у нас около 7% адресного потребителя, то есть это те, кто выбирает аналоги: вегетарианцы, веганы, плюс обычные люди, которые ратуют за здоровый образ жизни и в принципе покупают такой продукт. Растительная рыба появилась относительно недавно, но у нас в России существует аналог от компании "Агама". В прошлом году ребята выступали на конференции по осознанному питанию. Они производят продукты из растительных заменителей. Тут есть несколько вариантов: первый — растительный аналог, второй — белковый продукт, который так же, как и мясо, печатается на принтере. В данном случае коллеги соединили две технологии.
Стоимость в разы отличается от обычных материалов, о чем говорили, еще когда на 3D-принтере начали печатать обычное мясо. Цена составляла более $1 тыс. за килограмм.
Понятное дело, что с имеющейся себестоимостью, конечно, такая рыба не для массового потребления.
Если мы говорим про 3D-принтер и печать биологического продукта, то это касается сохранения животных. Если мы говорим про растительные аналоги, в чем смысл печати, я не очень понимаю. По цене это сопоставимо с мясом на 3D-принтере, что вряд ли как-то замотивирует купить этот продукт даже адептов здорового образа жизни».
Как отмечают создатели стартапа, в растительном филе не будет микропластика и ртути, которые часто находят в обычной рыбе. Кроме того, разработка снизит объем промысловой добычи. В России интерес к растительным продуктам наблюдался несколько лет назад. Однако он был не очень высоким и продолжительным, рассказал гендиректор сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров. Сейчас клиенты тоже вряд ли этим заинтересуются, считает эксперт:
«Самая главная проблема — не производство такого рода продукции, будь то 3D-принтер или пищевые волокна из протеина, а способность заставить потребителя поверить в этот продукт. И здесь пока ни у кого нет даже намека на то, чтобы добиться благосклонности. В любом обществе есть 1% людей, которые готовы потреблять такую продукцию и с удовольствием пробовать все новое. С этой точки зрения, конечно, спрос есть.
Но классический очень консервативный потребитель настороженно относится к такого рода еде и в принципе не понимает, зачем она ему нужна, если есть мясо и рыба. Кардинальный сдвиг мог бы быть только в случае, если такого рода продукция будет продаваться в два раза дешевле аналогов, но пока что стоимость, наоборот, выше в два раза как минимум. Мы попробовали два российских продукта, после того как закончили работу с американским Beyond Meat. Результаты были неутешительны, хотя цены мы сделали максимально приближенными к мясным аналогам, поэтому мы вывели растительные варианты из меню».
Впрочем, в других ресторанах спрос на растительную еду, судя по всему, остается. В Twins Garden уже несколько лет с помощью 3D-биопринтера печатают кальмара — на это уходит 17 мин. После этого его обжаривают на сковороде и подают гостям. В целом такое направление считается перспективным для инвестирования, и с годами оно будет становиться только популярнее, уверен управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава:
«Рост населения продолжается. И 10 млрд человек просто невозможно накормить ничем иным, кроме как растительной пищей или какими-то производными. При этом мир хочет питаться морепродуктами и мясом. Соответственно, технологи пытаются совместить, казалось бы, несовместимое, и делают большие успехи.
Рынок предполагает, что доходность составит многие десятки миллиардов долларов, соответственно, туда ринуться многие корпорации, компании, стартапы и инвесторы.
Пока это все равно отдаленная среднесрочная перспектива. Но, безусловно, интерес инвесторов понятен.
Когда человек будет приходить в "Пятерочку" или "Магнит" и будет видеть два идентичных по вкусу продукта — мясной и растительный фарш, где один будет стоить $15 за килограмм, а второй — $1,5, выбор будет очевиден. Сейчас цена на эти продукты, по сути, одинаковая, или же растительные стоят дороже. Но в будущем разница будет десятикратной: продукты животного происхождения станут только дорожать, а растительного дешеветь».
Израильский стартап Plantish, напечатавший растительную рыбу, собирается стать ведущим мировым брендом морепродуктов. По подсчетам исследовательской компании IMARC Group, глобальный рынок морепродуктов оценивается в $586 млрд, а лосося — в $50 млрд.
Анна Никитина