Ни дня без вызова

О творческом подходе и героизме участников рынка, новой актуальности кормового Техрегламента и ставки НДС, отраслевой повестке и планах на 2023 год мы поговорили с исполнительным директором Национального кормового союза Сергеем Михнюком.



26.12.2022
Источник: SoyaNews

SoyaNews: Каким этот год стал для отрасли? С какими ключевыми вызовами пришлось столкнуться рынку в связи с геополитической ситуацией?
Сергей Михнюк: Рынок в целом показал стабильность, с моей субъективной точки зрения, – то есть предложения было достаточно, а чего-то было даже в избытке – в частности, лизина.

Если говорить о геополитической ситуации, то весной нас сильно удивило решение двух немецких компаний – BASF и Evonik – приостановить свою деятельность не только на территории РФ, но и на территории смежных государств, так что даже параллельный импорт стал невозможен. Мы приняли это решение как данность… Что интересно, BASF ушел, но дверь за собой не закрыл – сегмент средств защиты растений, например, остался. Это было аргументировано гуманитарными аспектами бизнеса. Но ведь кормовые добавки с этой точки зрения имеют большее значение, поскольку не несут на себе климатического риска – от них напрямую зависят отрасли животноводства, обеспечивающие продукцией население страны! Что касается компании Evonik, то она везла в нашу страну не только кормовые добавки, но и была активным игроком на рынке тонкой фармацевтической химии, так что ее уход создал рынкам определенные производственные накладки. Но, поскольку уход не произошел сиюсекундно с отказом от исполнения договорных обязательств, заинтересованные участники рынка начали искать альтернативные варианты замещения продуктов, и нашли их.
 
SN: К концу года рынок адаптировался к новым реалиям или еще в процессе?
С.М.: Рынок постоянно адаптируется под те или иные вызовы: сегодня это Evonik, завтра может быть какой-то другой объявленный извне форс-мажор, который в любом случае обяжет участников рынка искать новые решения, чтобы продолжать стабильную работу, платить зарплату, быть добросовестным исполнителем контрактных обязательств перед конечными потребителями. В этом и заключается уникальность трейдеров – они постоянно находятся в режиме поиска баланса и одновременно достижения поставленных целей. Отделы закупок, логисты, финансисты вынуждены проявлять творческий подход, чтобы на складах всегда присутствовало товарное предложение. Так что наши игроки кормового рынка, по моему мнению, – герои. Ни один день сегодня не проходит без каких-то вызовов, которые предъявляет время, рынок и геополитическая ситуация.

SN: Как будут меняться цены на кормовые добавки в ближайшей перспективе?
С.М.: Я не оракул, прогнозировать цены на 2023 год не возьмусь с точностью до второго знака после запятой. Есть определенные текущие тренды, у них есть свой срок действия. Но в 2023 году будет кардинальная корректировка на рынке относительно дешевых энергоносителей, которые мы поставляли на экспорт. Энергетическая составляющая при производстве кормовых добавок в Европе, независимо от того, кто выступает поставщиком сырья – Россия или нет, - дорожает. Предположу, что это внесет определенные корректировки в формирование себестоимости и, как следствие, отпускные цены тех кормовых добавок, которые они производят. Помимо этого, цены кормовых добавок, производимых при помощи микробиологического синтеза, скорее всего, тоже будут повышаться из-за роста стоимости сырья.

SN: То есть все же стоит ожидать роста цен.
С.М.: Для этого есть объективные предпосылки. В целом европейская инфляция ускоряется, а она в первую очередь и является катализатором роста цен. На сколько и на каком промежутке времени, пока сказать сложно – это станет понятно в первом полугодии следующего года.

SN: Ожидается ли дефицит по каким-то позициям?
С.М.: 2022 год показал, что особого дефицита по ключевым позициям не было – большинство из них поступали на наш рынок, а параллельно с этим шел диалог европейских регуляторов или внешних производственных площадок с Россельхознадзором. Это не касается продукции BASF и Evonik – их последние поставки были сделаны в первом полугодии 2022 года, после чего только расчищались склады. Мы ожидаем, что в 2023 году эти списки (перечень зарубежных предприятий, в отношении которых ранее были введены ограничения в связи с обнаруженными нарушениями, а потом временно сняты – прим. ред.) будут пролонгированы, потому что за прошедший год серьезных замечаний у регулятора к большинству производителей нет. Помимо этого, после консультаций с участниками рынка и уточнения их заинтересованности, мы направили порядка семи-восьми писем с предложениями для расширения упомянутого списка.

SN: Россельхознадзор неоднократно сообщал о трудностях при установлении диалога с регуляторами европейских стран. Диалог с китайским регулятором налажен. Возникают ли какие-то проблемы при работе с новыми рынками?
С.М.: Во-первых, диалог с Европой продолжается в поступательной форме. Наш регулятор всегда открыт для конструктивного и всестороннего обсуждения рабочих моментов. Это больше вопрос доброй воли и желания конструктивно двигаться вперед – как со стороны европейских регуляторов, так и со стороны европейских производителей. Китайская сторона тоже находится в постоянном диалоге с нашим регулятором, насколько мне известно. И это непростые переговорщики, но диалог идет, и наша служба проявляет большие усилия, чтобы продолжать его.

SN: То есть сказать, что с китайцами работать в этом смысле проще, нельзя?
С.М.: Нельзя.


SN: Расскажите о вашем сотрудничестве с Россельхознадзором. Какие вопросы в рамках вашего диалога с регулятором сейчас наиболее актуальны?
С.М.: В приоритете сейчас обновление и расширение списка поставщиков кормовых добавок в соответствии с запросами участников нашего рынка. И надо сказать, что наш регулятор действует в отношении зарубежных поставщиков достаточно гуманно, приостанавливая ввоз продукции тех компаний, которые действительно дают повод это сделать. Исходя из предыдущего опыта, регулятор мог дойти и до приостановки действия регистрации кормовой добавки, но этого сейчас не происходит. Мне позиция Россельхознадзора понятна, и я ее всецело разделяю – не делать из РФ «яму», в которую можно «сбрасывать» кормовые добавки любого качества, а то даже и с запрещенными в Европе компонентами, которые появляются в импортных кормовых добавках после их регистрации. Именно на это направлен режим выборочного усиленного контроля, который был инициирован ранее. Такая позиция соответствует тем функциям и задачам, которые декларированы регулятором, – это, в частности, обеспечение продовольственной безопасности страны.

SN: Что еще сейчас на повестке у союза?
С.М.: Мы снова активно работаем над обсуждением технического регламента ЕАЭС «О безопасности кормов и кормовых добавок». Буквально в последние полтора-два месяца было два раунда межгосударственных консультаций, в которых мы принимали участие и давали свои комментарии и предложения. Эти встречи длились по три дня и проходили либо очно, либо в формате ВКС. По нашей оценке, казахская сторона, которая является разработчиком данного документа, встала на путь более конструктивного диалога. Третий раунд назначен на январь 2023 года. Наметилась тенденция к движению вперед. На удивление, в этот раз все идет поступательно.

SN: И каковы перспективы?
С.М.: Есть определенные основания и надежды, что в первом полугодии следующего года обсуждение проекта техрегламента выйдет на новый уровень с привлечением новых участников.

SN: Какое внимание сегодня уделяется отрасли со стороны Минсельхоза?
С.М.: Очень пристальное. Ведь мы находимся в начале технологического процесса животноводства и птицеводства. Очень многие инициативы, которые мы поднимали и которые являются актуальными, находили одобрение со стороны профильного министерства. Это, например, касается предложения унифицировать ставку НДС в 10% для всех кормовых добавок. Также это касается вопроса локализации производства кормовых компонентов на территории РФ.

SN: Возвращаясь к теме ретроспективного доначисления НДС кормовым компаниям. Как обстоят дела сейчас? Компании до сих пор сталкиваются с доначислениями? Как это влияет на их деятельность?
С.М.: Последний случай, который вызвал крайнее беспокойство у всех, - это попытка ретроспективного доначисления НДС на реализованные премиксы одному отечественному производителю. Общая цена вопроса сейчас оценивается уже в миллиард рублей. Предприятие пришло на российский рынок 13 лет назад с первоначальным западным капиталом, его завод находится в Центральном Черноземье. Разумеется, компания пытается сопротивляться и доказывать свою правоту, но, если будет прецедент, он может отразиться и на других производителях в смежном технологическом сегменте.

SN: Это наиболее резонансный случай сейчас или единичный?
С.М.: Это пока единичный случай. Но мы помним, как развивалась история в прошлый раз – сначала «капелька», потом вторая, третья … и потом был условный потоп на 6 миллиардов рублей, по разным оценкам.

SN: А что с вашим предложением распространить льготную ставку НДС на все кормовые добавки?
С.М.: Пока эта инициатива находится в стадии межведомственного обсуждения. Она была поддержана Минсельхозом и Минэкономразвития, но не была поддержана Минфином.

SN: Как вы считаете, является ли отрасль сегодня привлекательной для инвесторов?
С.М.: Я считаю, что да. В мире есть достаточно свободных денег, есть потенциальный рынок, у нас есть сырье, у нас есть энергоресурсы по прогнозируемым комфортным ценам. Не думаю, что сейчас можно говорить о каком-то трансфере европейских технологий на нашу территорию – скорее инвестиции будут либо внутренними, либо из других регионов. Трансфер отработанных зарекомендовавших себя технологий мы ожидаем из любой части света. Кто реально придет вслед за подписанными ранее обещаниями – покажет время.  

SN: Из каких? Из Китая?
С.М.: Это могут быть крайне интересные партнерства, основанные на стратегическом геополитическом чутье. У кого-то есть технологии, у кого-то есть свободные деньги с «длинным плечом». Но в основе всего побудительной силой будет желание вступить в партнерские отношения с нашей страной.

SN: Сколько аминокислот Россия импортировала в этом году? Как изменился импорт в объеме?
С.М.: За 9 месяцев 2022 года в Россию ввезли 136 тысяч тонн кормовых аминокислот и витаминов, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Крупнейшим поставщиком остался Китай - на его долю пришлось 86% (69% в 2021г.), вторую и третью строчки заняли Бельгия (5%/16%) и Индонезия (2%/1%).

SN: Как обстоят дела у отечественных производителей аминокислот?
С.М.: «Завод премиксов №1» работает в очень непростой ситуации под управлением Алексея Георгиевича (Балановского, гендиректора завода – прим. ред.). Его деятельность как руководителя большого коллектива вызывает у меня глубочайшее уважение. Близость к границе никуда не денешь, но предприятие пытается минимизировать риски по мере возможности, находясь в тесной взаимосвязи с областными властями. Объемы производства завод не снижает, выработанные объемы сразу вывозятся вглубь страны. Большие проблемы возникают с логистикой, потому что не каждого водителя можно заставить поехать в приграничную зону повышенной опасности. При этом завод ритмично работает и производит качественный продукт даже в немного больших объемах по сравнению с предыдущим годом. «Аминосиб» и «Волжский оргсинтез» находятся в стабильном производственном цикле.

SN: Как вы оцениваете возможность (и вообще идею) импортозамещения на данном рынке с учетом новых реалий?
С.М.: Я к возможности локализации производства кормовых аминокислот отношусь предельно позитивно – как с точки зрения желания, так и с точки зрения скорости движения. Буквально неделю назад уважаемая Оксана Николаевна (Оксана Николаевна Лут, первый замминистра сельского хозяйства РФ – прим. ред.) сообщила о планах по запуску новых производственных мощностей через 3-5 лет.

SN: Вам известны какие-то детали проектов, анонсированных Минсельхозом – производство аминокислот на базе ростовского завода при участии «одной китайской компании» и производство метионина в Астраханской области?
С.М.: Про ростовский проект я слышал, он фигурирует в информационном поле. Мне кажется, он быстрее выйдет на выработку первых опытных партий. Ретроспективная история этого проекта более-менее понятна. А вот о планах построить и запустить производство метионина в Астраханской области я услышал впервые. Не знаю, на какой площадке и за счет каких ресурсов это планируется делать.

SN: Каким был этот год в целом для Национального кормового союза? Расскажите про текущий состав, новых членов?
С.М.: У нас была хорошая динамика пополнения наших рядов за счет прибытия новых членов – на текущий момент в НКС 38 членов. Мы планируем довести эту цифру до 50, и скорее всего ограничимся. 2 декабря прошло внеочередное общее собрание членов союза, явка на которое составила 78%. На нем мои полномочия были продлены на следующие пять лет единогласно. Мы также пересмотрели некоторые пункты нашего устава, о чем я до регистрации в Минюсте говорить не буду.

SN: В октябре в Москве прошла первая Международная специализированная выставка кормов, кормовых добавок, ветеринарии и оборудования «КормВет–2022». Выставка проводилась под патронатом НКС. Что вы можете сказать о новом проекте? Как его встретила отрасль?
С.М.: Площадь выставки составила 8000 кв.м., что для первого года, я считаю, неплохо. Было больше 100 компаний-экспонентов, около 4000 посетителей за три дня. Выставку посетили замминистра сельского хозяйства, представители Россельхознадзора, ВГНКИ. Отрасль встретила новое мероприятие очень хорошо, уже есть потенциальные участники на будущий год. «КормВет» - новый востребованный продукт, часть кормоветеринарной экосистемы страны. По первичным укрупненным подсчетам, мы не ушли в минус по экономике проведенного мероприятия. Это позволяет уверенно смотреть вперед.

SN: Каковы ваши планы на 2023 год и чего бы вы пожелали участникам рынка?
С.М.: Мы продолжим налаживать более прозрачное информационное взаимодействие, чтобы не просто констатировать какие-то свершившиеся факты и события. Хотим научиться моделировать ситуации и прогнозировать цены на ключевые кормовые ингредиенты. Есть идея создать «кормовой индикатор» - онлайн-инструмент, который позволил бы, меняя ключевые компоненты комбикорма (в таблице), видеть, каким образом это отражается на итоговой цене комбикорма. Это одна из «фишек», которые хотелось бы реализовать в 2023 году. Также планируем более тесно работать с аналитикой, наладить систему прослеживаемости кормовых добавок после пересечения границы РФ. Это необходимо для того, чтобы понимать, где и какие объемы того или иного продукта находятся, и почему, например, зашедшего на территорию страны того же лизина нет в свободном предложении. Так участники рынка смогут более четко прогнозировать свою деятельность.

Участникам рынка я желаю получать больше удовольствия и удовлетворения от затраченных усилий и проделанной работы, чтобы было меньше нештатных ситуаций от фискальных органов, чтобы не подводили внешние партнеры при исполнении контрактных обязательств, чтобы была стабильной связка «валюта расчетов и средство платежа». И, конечно, всем нам желаю здоровья и сохранения мирного неба над головой!



Интервью взято в середине декабря 2022г.





Информационное агенство SoyaNews SoyaNews