Ситуация на рынке кормов
Согласно планам Минсельхоза, к 2030 году вопрос производства отечественных биологически активных веществ будет закрыт на 90–95%. На достижение этой цели направлен, в частности, вступивший в силу с 1 сентября 2024 года закон, который позволяет производителям кормов, пищевых добавок, ферментных препаратов, лекарственных средств для ветеринарного применения в сельском хозяйстве получать меры государственной поддержки, в том числе кредиты и прямые бюджетные ассигнования.
Однако пока, по словам исполнительного директора Национального кормового союза Сергея Михнюка, ситуация на рынке кормовых добавок в России остается напряженной. По ряду кормовых добавок, например, по лизину, российским производителям удалось локализовать производство.
«По метионину мы процентов на 50 локализованы, все остальное у нас с импортом», — сказал эксперт.
Согласно его оценкам, рынок комбикормов в течение последних нескольких лет растет на 2–3% в год и в дальнейшем, скорее всего, будет корректироваться в схожем диапазоне.
«Оснований для роста на 5% и выше на сегодня не просматривается», — считает глава союза.
Михнюк пояснил, что основным поставщиком кормовых добавок в нашу страну является Китай, однако с расчетами по поставкам из этой страны с начала текущего года наблюдаются сложности в связи со вторичными санкциями и непрохождением российских платежей. Поиск альтернативных путей взаиморасчетов, по его словам, добавляет к стоимости продукции дополнительные 3–7% комиссионных. Кроме того, на стоимости продукции сказывается курс валют, высокая ставка по кредитам, которая импортерами учитывается при подсчете цены поставляемой продукции на своем складе, поскольку на сегодня нельзя точно спрогнозировать срок доставки товара.
По мнению главы союза, для первичной локализации производства кормовых добавок России может потребоваться от пяти до десяти лет в зависимости от вида продукции.
«Для этого нужно иметь технологии производства, которые должны быть разработаны или переданы нашим производителям на согласованных условиях. Под эти технологии нужны стабильные поставки качественного сырья, которое позволяет вырабатывать конкурентоспособный с китайскими производителями продукт. А еще нужно оборудование, которое должно быть произведено, доставлено до места локализации, смонтировано, запущено и отлажено, и персонал, который будет на этом оборудовании работать», — перечислил Михнюк.
Он добавил, что для реализации таких мероприятий необходимо выделение дополнительных средств из федерального бюджета и принятие поэтапных решений на государственном уровне. До тех пор, пока такие решения не будут приняты, рынок будет находиться в постоянном тонусе.
По мнению Михнюка, объем инвестиций, который требуется отрасли кормовых добавок для развития, может составлять от 10 млрд рублей. При этом он уверен, что полного запрета импорта продукции в Россию не произойдет, поскольку в базе данных зарегистрированных кормовых добавок находится около 3 тыс. наименований.
«Часть из них разрешена для импорта, часть — не разрешена. Какие-то добавки не подлежат ветеринарному контролю, поэтому для них не требуется разрешение регулятора на ввоз. Вероятность введения единовременного запрета на импорт всего и вся невозможна, потому что все прекрасно понимают, что вся отрасль кормопроизводства основана на грамотном и рациональном использовании кормовых добавок со всеми теми практиками, которые сложились у нас за последние двадцать лет. Запрет не нужен никому», — считает глава союза.
Технология производства
Как рассказал технический директор по крупному рогатому скоту (КРС) ООО «Мустанг Технологии Кормления» Вадим Барнев, при производстве премиксов, комбикормов, концентратов для КРС используется порядка 200 различных ингредиентов в зависимости от рецептуры и задачи.
«Например, для телят первых дней жизни кормовые решения направлены на стимулирование развития скелета теленка, повышение сохранности и темпов роста. Для телят постарше нужен комбикорм, который повышает сохранность, снижает заболеваемость и обеспечивает раннее формирование рубца и перевод теленка на сухой тип кормления. Для лактирующих коров нужны премиксы для восполнения недостатка витаминов и минералов в рационе, стимуляции иммунитета и воспроизводства», — привел пример он.
Компания закупает у разных поставщиков сырье и миксует компоненты по собственной уникальной рецептуре. Большинство из компонентов — отечественного производства. В том числе российское происхождение имеют минеральное и зерновое сырье, например, отруби пшеничные, зерновые, шрот соевый и подсолнечный, дрожжи кормовые и другие используемые ингредиенты. Есть в составе кормов и зарубежные компоненты, в основном, из Китая.
«Все российские производители кормовых добавок закупают в Китае полный спектр витаминов (жирорастворимые и водорастворимые) и аминокислоты», — пояснил Барнев.
Польза комбикормов
Эксперты напоминают, что кормовые добавки в рационе животных — не прихоть производителей сельхозтоваров, а необходимость.
«Коров просто необходимо кормить этими добавками, потому что только здоровое животное может давать молоко», — отметил Барнев.
По его данным, объем продаж добавок растет прямо пропорционально росту продуктивности животных.
«Животноводство в России активно развивается, средняя продуктивность коров у нас в стране тоже постоянно увеличивается, поэтому спрос на добавки тоже растет. Владельцы молочных производственных компаний стали ответственнее относиться к вопросу кормления, они понимают, что без современных премиксов и добавок промышленное животноводство невозможно», — уверен он.
О пользе комбикормов говорит и директор по животноводству АО «Рассвет» (входит в ГК «Прогресс Агро») Дарья Горских.
«Кормовые добавки, как правило, способствуют поддержанию здоровья животных, что напрямую влияет на сохранение их продуктивности», — сообщила она.
При этом, по ее словам, существуют и добавки, направленные улучшение отдельных показателей.
«Однако их высокая стоимость может не оправдать результат, поэтому использовать их не всегда эффективно», — считает Горских.
Она пояснила, что компания «Рассвет» производит комбикорма для животных с добавлением различных пищевых компонентов, включая витамины, адсорбенты, дрожжи, а также микро- и макроэлементы. Объем этих добавок может варьироваться в зависимости от численности поголовья, но норма потребления на каждую голову остается неизменной, добавила Горских.
Крупные агрохолдинги активно используют в своей работе кормовые добавки, чтобы сбалансировать рацион животных и выйти на высокие показатели по продуктивности животных и увеличению надоев. Как сообщили в пресс-службе холдинга «Дамате», для кормления стада крупного рогатого скота на 13,5 тыс. голов компания использует в рационах жом свекловичный, шрота подсолнечный, рапсовый и соевый. Средний объем потребления этих добавок составляет порядка 1 тыс. тонн в месяц. Объем потребления год от года увеличивается, так как увеличивается количество дойного поголовья.
Решение проблем на государственном уровне
Отдельное внимание теме производства кормовых добавок будет уделено в рамках национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», реализация которого намечена на 2025–2030 годы. В его состав войдут пять федеральных проектов: по селекции и генетике, по критически важным ферментам и кормовым добавкам, по ветеринарным препаратам и вакцинам, по технике и оборудованию, а также по обеспечению отрасли кадрами.
Как отмечалось в презентации министра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут, представленной на пленарной сессии «Неделя технологического лидерства: продовольственная безопасность» на выставке «Россия» в мае 2024 года, в рамках проекта «Обеспеченность АПК критически важными ферментами, пищевыми и кормовыми добавками» запланировано повысить уровень самообеспечения России к 2030 году по сравнению с 2023 годом по отечественным аминокислотам до 85% с 38%, по органическим кислотам и кормовым витаминам — до 40% с нуля, по основным ферментам — до 45% с 6%.
Предполагается увеличить самообеспеченность по основным модифицированным крахмалам (до 70% с 10%) и по кормам ценных (лососевых) видов рыб — до 95% с 20%. Также ставится и цель по экспорту к 2030 году 15 тыс. тонн отечественных основных ферментов, пищевых и кормовых добавок.
Пока же, как сообщал журналу поле.рф генеральный директор Ассоциации производителей — экспортеров сена и кормов (АПЭСК) Сергей Гонтарь, у России есть потенциал для того, чтобы занять значимое место в ряду экспортеров сена и люцерны, однако поставки этого вида продукции незначительны из-за нехватки заводов, оснащенных специальным оборудованием.
Информационное агенство SoyaNews |