Казахстан: Мелким сельхозформированиям «приказано» не заниматься откормом - Союз фермеров
Перед казахстанским АПК поставлена задача - в короткий срок до 2014 года полностью обеспечить внутренний рынок мяса КРС и обеспечить экспортный потенциал этой продукции на уровне 60 тыс. тонн. Задача не из легких, требующая продуманных, слаженных и целенаправленных действий. Но «где не пропадало» у наших лихих чиновников из сельскохозяйственного ведомства.
29.07.2011
Источник: kazakh-zerno.kz
Перед казахстанским АПК поставлена задача - в короткий срок до 2014 года полностью обеспечить внутренний рынок мяса КРС и обеспечить экспортный потенциал этой продукции на уровне 60 тыс. тонн. Задача не из легких, требующая продуманных, слаженных и целенаправленных действий. Но «где не пропадало» у наших лихих чиновников из сельскохозяйственного ведомства. Тут же появились десятки мега-проектов по созданию откормочных площадок, порой ничем не обоснованных, кроме непреодолимого желания освоить выделенные программой государственные средства.
Магия больших цифр, связанная с крупным товарным аграрным производством, застилает глаза многим государственным и частным организаторам сельскохозяйственного бизнеса в Казахстане. Это не позволяет сделать точные географические, финансовые, технико-экономические, маркетинговые, логистические и информационные обоснования реализации многих проектов.
В итоге некоторые проекты становятся убыточными еще на этапе начала их реализации, другие не оправдывают возложенных на них надежд, а третьи, не имея перспектив стратегического развития, переходят в разряд убыточных производств после нескольких лет эксплуатации проекта. При этом огромные средства инвестируются в пустоту, а по-настоящему эффективные и высокорентабельные проекты остаются вне внимания финансистов, государственных чиновников, да и самих бизнесменов, только по причине их небольшого размера.
Непонятно, для чего МСХ приглашает международных экспертов и практиков с большим опытом работы в сельском хозяйстве. Создается впечатление, что только для того, чтобы, выслушав их, сделать совершенно наоборот.
Консультант ФАО по животноводству Антон ван Энгелен, имеющий огромный опыт работы в животноводстве в таких странах как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Афганистан, в своем докладе о развитии производства мяса и молока КРС, на семинаре «Диалог по вопросам агропродовольственнной политики в отношении зернового, мясо-молочного и плодоовощного секторов Казахстана» в Астане, четко отразил свою позицию. По его мнению, необходимо признать личные подсобные и мелкие хозяйства как потенциальных в будущем средних фермеров. Это стало первым пунктом среди его рекомендаций агропромышленному комплексу Казахстана.
Чтобы форсировать результаты, многие чиновники и финансовые институты склонны делать предпочтения развитию крупных товарных сельхозобъединений. Более того, некоторые эксперты видят в мелкотоварности сельхозпроизводства препятствие развитию АПК.
В ходе последующего разговора почти все пришли к единому мнению - потенциал личных подсобных хозяйств и мелкого фермерства со счетов не сбросишь. В некоторых секторах АПК они производят от трех четвертей и более продукции. Более того, в некоторых нишах их просто невозможно заменить крупным производством технологически.
Поэтому участники диалога согласились, что нужно мелкотоварный агробизнес грамотно встраивать в общую систему АПК, нужно просто учиться работать с мелкими формами хозяйств, по возможности их кооперировать и поддерживать на том же уровне, как и крупный сельхозбизнес.
Но,видимо, чиновникам грамотно встраивать мелкотоварный агробизнес в общую систему АПК просто недосуг да и этой грамотности, наверняка, не хватает. Трудная и нудная работа организации производственных циклов на базе существующего потенциала им просто не по силам. Ни торжественных разрезаний ленточек тебе, ни огромных цифр в отчетах.
Именно об этом и письмо Союза фермеров Казахстана, адресованное Президенту РК Н.А. Назарбаеву.
Поводом для письма, адресованного Президенту РК Н.А. Назарбаеву, послужили многочисленные обращения в Республиканское общественное объединение «Союз фермеров Казахстана» руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств, средних и мелких сельхозформирований страны, занимающихся разведением крупного рогатого скота, и они связаны с последними изменениями в стратегии и идеологии оказания мер господдержки.
Животные 9
«В частности, нынешним руководством Министерства сельского хозяйства ускоренное развитие мясного скотоводства объявлено приоритетным направлением. Считаем, что это правильный курс, и он позволит решить ряд накопившихся проблем в области кормопроизводства, отгонного животноводства, пастбищ и пастбищеоборота», - отмечается в обращении за подписью президента-председателя РОО «Союз Фермеров Казахстана» А. Даринова.
Кроме того, реализация Проекта по развитию мясного скотоводства, при условии использования потенциала фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения, будет способствовать социально-экономическому развитию регионов и снижению в них уровня безработицы.
Однако в вопросах механизма реализации данной стратегии, на наш взгляд, взят однобокий курс, суть которого заключается в игнорировании интересов мелкотоварного производства с явной переоценкой роли и значения откормочных площадок в развитии экспортного потенциала мяса КРС, отмечают в Союзе фермеров.
Во-первых, новое руководство Минсельхоза делает основную ставку только на крупные откормплощадки с мощностью единовременного откорма от 3 и более тысяч голов, а также на крупные сельхозформирования, имеющие поголовье КРС не менее 300 голов, сосредотачивая на них все меры государственной поддержки по откорму. Подтверждением тому служат внесенные изменения в ранее принятое постановление Правительства РК от 11.03.2011г. № 252 «Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета 2011 года областными бюджетами на субсидирование повышения продуктивности и качества продукции животноводства».
Благодаря такому «реформаторскому» шагу министерства, практически все имеющиеся скотоводческие фермы Казахстана, за исключением порядка 100 сельхозформирований, в текущем году оказались вне зоны внимания государства и лишились права на получение субсидий за откорм.
«Иными словами, всем действующим 170 000 крестьянским (фермерским) хозяйствам и 7000 сельхозпредприятиям страны, имеющим в наличии менее 300 голов крупного рогатого скота, «приказано» не заниматься откормом. На наш взгляд, такое ограничение в корне противоречит Вашим установкам о поддержке малого и среднего бизнеса на селе», - резюмируется в письме Союза фермеров.
Считаем, что и мелкие товаропроизводители, занятые нагулом и откормом крупного рогатого скота и в настоящее время поставляющие на внутренний рынок значительные объемы говядины, как и крупные, имеют право на получение мер государственной поддержки. Тем более что Минсельхоз и КазАгро на всех уровнях и через СМИ озвучивают идею, что стержнем Программы развития экспортного потенциала мяса КРС должны стать фермерские хозяйства и личные подворья сельского населения.
К сожалению, на практике это не подтверждается. Потенциальные клиенты откормплощадок, являющиеся основными поставщиками 7-8-месячных бычков весом 200 и более килограммов, оставлены без субсидий, т.е. они лишены стимулов и мотиваций.
Что касается работы специализированных откормочных площадок, то откорм скота это финальная часть процесса по производству мяса, требующая значительно меньших усилий, затрат времени и финансовых ресурсов, чем воспроизводство животных. Также общеизвестно, и это знают все животноводы, что основная прибыль от содержания КРС приходится на заключительную часть откорма. И их эту надежду министерство не желает поддерживать и выстраивает разные механизмы для того, чтобы плодами тяжелого труда мелких фермеров по воспроизводству стада и формированию откормочного контингента воспользовались другие структуры, не ведающие о сложностях такого труда.
Животные 18
Таким образом, чиновники министерства, вместо того чтобы создать равные условия для ведения бизнеса, оказывают обособленную поддержку крупным откормплощадкам. И самое странное то, что это делается тогда, когда по стране все еще не создана достаточная сеть таких откормплощадок, куда при наличии экономической выгоды можно было бы поставлять откормочное поголовье – отмечается в письме. К тому же практикой не доказана эффективность крупных откормплощадок в условиях нашей реальности.
К примеру, наполняемость практически всех крупных откормплощадок, введенных в эксплуатацию, сегодня остается крайне низкой (от 10% до 30% от проектной мощности). Вследствие этого имеет место быть их неэффективность и убыточность.
Так, откормплощадка Агрофирмы «Ак бас» с расчетной мощностью 4600 голов КРС, по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2009 год имела убыток на сумму 170 млн. тенге. Аналогичная ситуация складывается и в других крупных откормплощадках страны. Причина - недостаточность сырьевых ресурсов в виде живого скота, отсутствие 2-3 кратного оборота откормочного поголовья.
«На основании вышеизложенного, можно констатировать, что огромные бюджетные средства, направленные на строительство этих откормплощадок, заморожены, а сами предприятия находятся на стадии стагнации или банкротства. А Минсельхоз по ним отчитался, как за успешную реализацию программы ФИИР. Эти факты даже стали предметом рассмотрения на заседаниях партийного контроля НПД «Нур Отан», - пишет Союз фермеров.
А ведь при разумном использовании этих средств, с учетом реальной ситуации на местах, они сегодня начали бы давать результаты. Надо отметить, что руководители Минсельхоза не учли сложившуюся многоукладность и мелкотоварность животноводческой отрасли, и вместо эволюционного перехода к крупному производству за счет стимулирования мелких решили наскоком и революционными методами в одночасье создать крупное производство.
«А такого сельское хозяйство с его консервативным менталитетом не воспримет, - отмечается в обращении. - Это доказано историей и эту ошибку вновь повторяют руководители министерства.
Во-вторых, министерством в вопросах государственной поддержки производства говядины напрочь отвергается производство экологической чистой говядины, путем организации нагула скота на естественных пастбищах. Считаем, что это тоже является дискриминацией мелкого товаропроизводителя, т.к. нагулом скота более успешно занимаются именно данная категория субъектов животноводства.
Животные 21
К тому же для повышения экспортного потенциала мясного скотоводства государству надо максимально использовать все имеющиеся возможности. А возможности нагула скота поистине огромные и видимо об этом не ведают руководители Минсельхоза.
«Мы считаем, - пишут члены Союза, - что подъем животноводства требует комплексного подхода в решении имеющихся проблем. Одними мерами по увеличению объемов субсидирования невозможно поднять экспортный потенциал мясного скотоводства. Здесь проблема кроется намного глубже».
Во-первых, не приняты коренные меры по развитию кормопроизводства. Строительство откормплощадок без опережающего создания индустрии гарантированного и сбалансированного кормопроизводства неминуемо приведет к бескормице и соответственно провалу программы повышения экспортного потенциала мясного скотоводства. На сегодня, у построенных откормплощадок данная проблема не решена.
Министерство рассчитывает, что строительство откормплощадки приведет к развитию кормопроизводства. Но мы все прекрасно знаем, что кормовая проблема без соответствующего, и причем, без опережающего финансирования в рамках проекта строительства откормплощадки сама по себе не решится.
Одним только увеличением нормативов субсидирования кормовых культур без финансирования индустрии кормопроизводства (семеноводство кормовых культур, оснащение хозяйств специальной кормодобывающей, кормоперерабатывающей техникой, повышение гарантированности кормопроизводства за счет восстановления орошаемых земель и введение в хозяйственный оборот новых земель и.т.д.), требующих не малых вложений, кормовую проблему не решить.
Это не раз доказано практикой. К сожалению, сюда пока масштабно не вкладываются средства.
Во-вторых, на местах имеется острый дефицит в кадрах и специалистах. Укомплектование построенных откормплощадок кадрами и специалистами без решения данной проблемы в масштабах отрасли - это меньше чем полумера. Здесь нужны комплексные меры не только по закреплению кадров на селе, но и усиление работы по социальному развитию села, созданию нормальных условий для жизни и деятельности человека в сельской местности.
В-третьих, в дело повышения экспортного потенциала мясного скотоводства необходимо вовлечь всех, кто занимается скотоводством вне зависимости от размеров хозяйства и его организационной структуры, в.т.ч. и тех, кто занят и молочным производством.
«То есть это должно стать всенародным делом, а не прерогативой отдельных структур, определяемых Минсельхозом. Всем им надо создать равные условия, и тогда в условиях справедливой конкуренции каждая из форм производства говядины покажет, на что она способна, - предлагается в обращении. - Только такая структура, на деле доказавшая свою жизнеспособность в условиях жесткой борьбы, будет конкурентоспособной в едином таможенном пространстве, а не те, кому сегодня заведомо создаются льготные условия для развития».