Стоит ли экстенсивно развивать зернопроизводство в Сибири?

Сибирское зерно не может пробиться к экспорту. Оно заперто в центре континента и имеет крайне слабый доступ к экспортным рынкам. О том стоит ли вообще экстенсивно развивать зернопроизводство в Сибири, а если стоит, то какие направления его развития выбрать приоритетными рассуждают российские аналитики и специалисты на страницах издания «Эксперт».

21.10.2011
Источник: www.iarex.ru
Сибирское зерно не может пробиться к экспорту. Оно заперто в центре континента и имеет крайне слабый доступ к экспортным рынкам. О том стоит ли вообще экстенсивно развивать зернопроизводство в Сибири, а если стоит, то какие направления его развития выбрать приоритетными рассуждают российские аналитики и специалисты на страницах издания «Эксперт».

Обобщая высказывания специалистов, можно выделить четыре направления развития зернового рынка Сибири. Первый - это оптимизация экспорта, второе - переработка зерновых с различной степенью глубины с выделением наиболее ценных продуктов с высокой добавленной стоимостью и востребованных на внутреннем и мировом рынках. Третье близко к предыдущему – увеличение ёмкости внутреннего рынка за счёт развития товарного животноводства. И четвёртое – регламентация производства зерновых во избежание перепроизводства.

Каждый из этих направлений имеет свои, иногда труднопреодолимые, затруднения.

Первое – экспорт. Сибирским производителям за последние годы так и не удалось наладить стабильный экспортный поток своего зерна. Всем понятно, что вывозить его из Сибири в другие страны чисто географически сложно. Тем не менее, выход из ситуации есть.

Необходимым условием является принятие льготного тарифа на железнодорожную перевозку зерна к морским портам. Компании считают, что для рентабельности тарифы на транспортировку достаточно снизить на треть. В этом случае,  проигравшим окажется РЖД. Но падение в доходах будет компенсировано выросшими объёмами перевозок зерна на экспорт.
Сегодня такого потока просто нет. В течение же пяти-шести лет, если не случится никаких катаклизмов, рынок сможет довести объёмы перевозок до нескольких миллионов тонн, считают производители зерна.

В прошлом году «САХО» как никогда близко подошла к строительству собственного терминала на Дальнем Востоке. Азиатские инвесторы были не просто заинтересованы в проекте, между ними даже была конкуренция. В основном это японские компании, которые предлагали хорошие условия. Но как только закрыли экспорт, доверие к проекту подорвалось.

Тем не менее, именно Юго-Восточная Азия в перспективе — стратегическое направление экспорта для Сибири. Наше зерно в Причерноморском направлении будет не востребовано из-за отдалённости. В общем, перспективы экспортной торговли выглядят слишком туманными. К тому же на внутренний рынок будут давить и внешние факторы. Особенно высокие урожаи, собранные в соседнем Казахстане, считают зернотрейдеры.

Второе – глубокая переработка зерна. Устранить избыток производимого зерна в регионах как в России, так и в Сибири можно, развивая внутренний спрос. «Рентабельность данного направления в силу высокого платежеспособного спроса на подобную продукцию формируется на весьма высоких уровнях и вполне может составлять 20–30%, считает аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина.
Например, весьма перспективным сегодня считается производство глютена (в последнее время было анонсировано несколько весьма крупных проектов в этой сфере). Данная продукция, особенно с учётом сравнительно невысокой доли качественного российского продовольственного зерна, становится всё более востребованной, прежде всего, в таких секторах производства продуктов питания, как кондитерская, хлебопекарная и мукомольная промышленность.

Кроме того, глютен активно используется при производстве комбикормов, мясопродуктов и полуфабрикатов. При этом основные потребности в клейковине сейчас обеспечиваются за счёт поступлений по импорту (по разным оценкам 70–80%).

Основные риски в этой области, по мнению экспертов, концентрируются в сфере привлечения финансирования для подобных масштабных проектов. С учётом длительных сроков окупаемости и других факторов кредитные организации, как правило, не открывают больших лимитов на профильные компании, а условия привлечения средств остаются некомфортными, в том числе ввиду высоких ставок.

«Длинные» деньги под подобные проекты в основном готовы предоставлять только квазигосударственные банки. Да к тому же для строительства подобных производств нужно время, которого у аграриев нет.

Третье – повышение поголовья скота и птицы. Чтобы нарастить внутреннее потребление в сфере животноводства тоже нужно время, считает председатель совета директоров группы компаний «САХО» Павел Скурихин. Чтобы нарастить поголовье, которое сможет употребить от 1,5 до 7 млн тонн, потребуется фактически от трёх лет и больше. Даже если построить одну птицефабрику, чтобы она вышла на какие-то объёмы потребления зерна, нужно время. А построить нужно не одну, а сотни, для того чтобы такое внутреннее потребление обеспечить.

Четвёртое - регламентация производства зерновых во избежание перепроизводства. Как вариант сравнительно оперативного реагирования на перепроизводство может стать сведение спроса и предложения к единому знаменателю.

Прошлый год наглядно продемонстрировал, насколько сильна разбалансированность производства по видам продукции на зерновом рынке. Поэтому, например, Национальный союз зернопроизводителей (НСЗ) считает важнейшей своей задачей разработку плана производства зерновых для того, чтобы снять диспропорции.

Идея НСЗ — так спланировать производство по всем регионам страны, чтобы получать столько зерна, сколько того требует рынок — причём зерна конкретного вида и качества. И тогда можно будет говорить о гарантированной прибыли для сельхозпроизводителей, поскольку иначе заниматься зернопроизводством нет смысла.

В каком направлении двинется зернопроизводство Сибири пока неизвестно. Поиски золотой середины — занятие очень интересное, но непростое, тем более в российских условиях, когда слабы горизонтальные связи и в целом потенциал самоорганизации.




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews