Российский племзавод заинтересован в казахстанских птицефабриках
Российский племенной птицеводческий завод «Свердловский» собирается начать работу и в Казахстане.
11.11.2011
Источник: furazh.ru
Российский племенной птицеводческий завод «Свердловский» собирается начать работу и в Казахстане. Сейчас компания, которая занимает одно из лидирующих мест по племенной работе в отрасли не только в России, но и мире, рассматривает варианты сотрудничества с местными партнерами, сообщил в интервью «Капитал.kz» Алексей Грачев, генеральный директор завода.
«Хотим создать в Казахстане совместное предприятие с нашими местными партнерами, разместить здесь репродукторы, – говорит Алексей Грачев. – Нам станет проще конкурировать с мировыми компаниями, потому что транспортировка удорожает стоимость цыплят – каждые 1000 километров дают плюс два рубля к цене особи. С кем мы ведем переговоры, пока сказать не можем. Отмечу лишь, что это будет Северный Казахстан. С суммой сделки мы будем определяться, собираемся на неделе приехать и посмотреть площадку».
Президент Союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов считает, что такое предложение могло бы быть интересно для птицефабрик в Караганде и Костанае, в частности, для племенного птицеводческого завода «Костанайский». Ранее на одной из выставок инвестпроектов в Астане представители компании отмечали свою заинтересованность в реализации совместных проектов с партнером или стратегическим инвестором.
Алексей Грачев в свою очередь считает казахстанский рынок перспективным. Он отмечает хорошую поддержку со стороны государства, в частности, компенсацию затрат на купленную птицу.
«У вас государство возвращает половину стоимости цыплят, если ты берешь их у местного товаропроизводителя. Это серьезное конкурентное преимущество и возможность сэкономить немалые деньги. Поэтому мы хотим войти на ваш рынок с собственностью и производством. Кстати, мы уже 11 лет в Казахстане и все это время ежегодно собираем и обучаем специалистов казахстанских фабрик, приглашая их на свои конференции», – говорит он.
В мире раньше было порядка шестидесяти хозяйств, которые занимались племенным делом, сейчас осталось два. Половина глобального рынка принадлежит Lomann Tierzucht Gmbh (ею владеют американцы) с птицей породы Lomann White и Lomann Brown. Другую половину занимает голландская ISA Hendrix Genetics с породами Hisex White и Hisex Brown.
«Мы работаем с голландцами, – отмечает Алексей Грачев. – У нас есть линии и немецкой птицы (мы сначала покупали ее, потом вывели свою), и родительские формы (особи, от которых получают курицу-несушку, дающую потом товарное яйцо) из Голландии. Мы продаем свои формы в семь стран, от России и Украины до Монголии и Казахстана. Ежегодно в мире продается 25-27 млн родительских форм, на долю «Свердловского» приходится 2,5 млн».
По сути, птица практически вся одинакова, вопрос в том, как человек умеет с ней работать, объясняет Алексей Грачев. Важны технологии, корма, клетка, вакцины, ветеринарная и биозащита. «Например, на нашем предприятии нельзя зайти в корпус, не пройдя специальный душ. В Казахстане так не везде. Эти моменты нужно исправлять, акцентировать на них внимание собственников. Это вопрос уровня специалистов. Увы, некоторые предпочитают купить диплом, чем серьезно учиться», – отмечает эксперт.
Тем не менее, отметил глава «Свердловского», казахстанские фабрики сейчас активно меняют оборудование, «с колен» поднимаются рынки Таджикистана и Узбекистана.
«Там фабрики существуют еще с советских времен, но их надо наполнять птицей и оборудованием. Кроме того, в соседних странах есть проблема с зерном, в отличие от России и Казахстана, которые обеспечивают себя зерном и кормами сами. В Таджикистане же большую часть территории занимают горы, а в Узбекистане – ставка на хлопок», – сказал г-н Грачев.
Сам завод имеет и новое оборудование, и проверенное временем. В прошлом году он смонтировал шесть новых комплектов оборудования.
«Свердловский» рассматривает возможность строительства собственного кормового завода – когда фабрика достигнет тех объемов, при которых себя окупит. «Я считаю, оборудование должно работать в две смены, а не простаивать. Если оно будет работать всего 4-5 часов в день – срок окупаемости будет слишком долгим», – объясняет Алексей Грачев.
Несмотря на развитие и перспективы, мировой кризис все-таки сказался на птицеводческой отрасли. В России сейчас выставлены на продажу сразу две крупные фабрики – Боровская птицефабрика из Тюменской области и Челябинская птицефабрика (ее продают как непрофильный актив холдинга). «Это крупные фабрики, на которых сказался финансовый кризис – многие банки подняли ставку по кредитам. Они не банкроты, но собственники приняли решение перевести деньги в другие активы», – говорит г-н Грачев.
Сам «Свердловский» был выставлен на аукцион в начале ноября этого года (тендер не состоялся по причине отсутствия заявок) в рамках программы по выходу государства из капиталов российских компаний. Племзавод является федеральной собственностью, 100% этого акционерного общества принадлежит «Росимуществу». Стартовая цена назначена в 350 млн рублей (около $20 млн).
Череда поглощений и слияний, о которых говорил г-н Грачев, а также кризисных трудностей сказалась на отрасли. В Казахстане проблемы испытывает Черемшанская птицефабрика, задолженность которой, как сообщает руководство Глубоковского района Восточно-Казахстанской области (ВКО), достигла 600 млн тенге.
И все-таки птицеводство остается самой прибыльной и рентабельной отраслью (средняя рентабельность – 17%) животноводства, что связано с относительно невысокими затратами на получение товарной продукции. Еще несколько лет назад Казахстан импортировал яйцо, а сейчас местные производители полностью «закрывают» внутреннюю потребность рынка.
В России, по данным Росптицесоюза, ввоз мяса птицы к 2012 году не будет превышать 10%. Для сравнения: в 2008 году Россия импортировала 36% куриного мяса. Однако последние три года активизируется и нелегальный экспорт мяса птицы из Латинской Америки, куда сейчас переносят свое производство крупные птицеводческие и птицеперерабатывающие американские компании из-за дешевизны рабочей силы.