Свинское дело
В Бурятии до сих пор не могут найти оборудование на 335 миллионов рублей.
08.12.2011
Источник: furazh.ru
В Бурятии до сих пор не могут найти оборудование на 335 миллионов рублей.
…Когда в 2006 году в адрес еще живого Усть-Кяхтинского свинокомплекса поступило 27 запечатанных контейнеров, никто не догадался посмотреть, чем они были заполнены — действительно ли суперсовременным немецким оборудованием для откорма и доращивания свиней или чем-то другим?
Впрочем, в один из ящиков, который из-за поломки техники пришлось разгружать вручную, заглянуть все-таки удалось. Он был вскрыт — там оказались пластиковые плиты для покрытия пола в свинарниках. О том, что лежало в других контейнерах — те же пластиковые плиты, элементы дорогостоящего откормочного оборудования или осиновые бруски, — сейчас можно только гадать.
В тупике
Ящики, простояв в Усть-Кяхте в нераспечатанном виде несколько лет, по свидетельству очевидцев, были вывезены в неизвестном направлении на автомобильном транспорте в ночь с 14 на 15 августа 2010 года. Найти их не могут до сих пор.
Однако исчезли не просто контейнеры с грузом, а 335 миллионов бюджетных рублей, выделенных Усть-Кяхтинскому свинокомплексу бурятским филиалом “Россельхозбанка” в 2006 году сроком на 96 месяцев. Именно содержимое этих контейнеров должно было стать залоговым имуществом “Россельхозбанка” до полного погашения свинокомплексом всей суммы государственного кредита.
Сейчас сумма долга с процентами за пользование кредитом превысила 510 миллионов рублей. А возвращать долг государству, судя по всему, некому и нечем: ящики испарились, Усть-Кяхтинский свинокомплекс приказал долго жить, уголовное дело, возбужденное по факту пропажи груза, зашло в тупик, подозреваемых в мошенничестве и хищении бюджетных миллионов нет.
Подставной директор
Здесь необходимо пояснить, как вообще Усть-Кяхтинский свинокомплекс умудрился получить 335 миллионов кредитных рублей. Предприятие стало 100-процентной дочкой ОАО “Бурятмяспром” в то время, когда в России стартовал национальный проект “Развитие АПК”, благодаря которому в 2006 году “Бурятмяспрому” удалось договориться с “Россельхозбанком” о выделении на реконструкцию свинокомплекса солидного кредита на общую сумму порядка 600 миллионов рублей. Первый транш предназначался на покупку немецкого оборудования. Планировалось, что деньги, выделенные ООО “Кяхтинское” по линии нацпроекта “Развитие АПК”, помогут решить сразу кучу проблем — сохранить свинокомплекс, обеспечить людей работой и зарплатой, бюджет — налогами, власти — наградой, а Бурятию — развитием.
В результате никто ничего не получил. Усть-Кяхтинский свинокомплекс попал в процедуру банкротства, и к началу 2010 года от него не осталось даже розовых пятачков. Как писала тогда республиканская пресса, комплекс был успешно обанкрочен, а остатки его имущества скупила некая компания из Забайкальского края, которая вывезла с территории предприятия “контейнеры с оборудованием, свиней, трактор, грузовик, автомобиль “Волга”, и сгинула в неизвестном направлении”.
Дополнительное соглашение
При попытке выяснить обстоятельства дела, следственные органы отыскали последнего директора ООО “Кяхтинское”. Им оказался… грузчик одного из торговых предприятий Бурятии. “Директор” испуганно пояснил следователям, что однажды неизвестные люди предложили подписать ему какие-то документы за небольшое вознаграждение, что он и сделал, не особо вникая в содержание бумаг.
“Россельхозбанк” (читай — государство) остался с носом: уголовное дело, которое было возбуждено по заявлению руководства бурятского филиала банка спустя несколько дней после пропажи, прекращалось и возобновлялось пять раз, не достигнув искомых результатов. Более того, в ходе расследования выяснилось о существовании некоего дополнительного соглашения между ООО “Кяхтинское” и немецкой фирмой “Теве Электроник”, по которому содержимое контейнеров должно считаться собственностью поставщика до полной его оплаты покупателем.
Оценивая объективную сторону дела, следственные органы пришли к неутешительному выводу, что этим дополнительным соглашением тогдашний директор свинокомплекса, некто Зайцев, фактически добровольно отказался от права собственности на оборудование.
Дело в том, что контракт между ООО “Кяхтинское” и “Теве Электроник” предусматривал такой порядок оплаты за технику: 70 процентов от стоимости оборудования оплачивалось авансом, 20 процентов — при получении извещения о готовности товара к отгрузке, и 10 процентов (последний платеж) — после монтажа оборудования на свинокомплексе.
Ну, а поскольку никакого монтажа не было, то и техника для откорма хрюшек осталась неоплаченной до конца, то есть принадлежащей немцам.
А было ли оборудование?
Правда, немцы пострадавшей стороной себя не чувствуют и с обращением в полицию не спешат. А полиция, в свою очередь, не спешит с вопросами в “Теве Электроник”. Ведь, чтобы начать что-то думать, делать и подозревать конкретных лиц в мошенничестве и хищении бюджетных миллионов, необходимо выяснить, во-первых, какую именно сумму денег ООО “Кяхтинское” успело оплатить “Теве Электроник” за оборудование, и оплатило ли вообще? И, во-вторых, что было в тех 27 контейнерах — откормочная техника или не стоящий ничего хлам?
Заметим, что еще в середине февраля 2011 года президент Бурятии, лично посетивший развалины Усть-Кяхтинского свинокомплекса, на встрече с многострадальным коллективом предприятия пообещал “посадить” хозяев свинокомплекса. Ра-зумеется, не за стол переговоров. А за решетку. С тех пор прошло почти 10 месяцев, виновные не найдены, деньги — тоже.