Русские ковбои растят американских буренок на воронежских пастбищах
Белгородский агрохолдинг, один из крупнейших в регионе производителей свинины, обнес свой селекционно-генетический центр (СГЦ) в Прохоровском районе электрической изгородью.
14.03.2012
Источник: furazh.ru
Белгородский агрохолдинг, один из крупнейших в регионе производителей свинины, обнес свой селекционно-генетический центр (СГЦ) в Прохоровском районе электрической изгородью. По словам представителей компании, сделано это для защиты от диких животных и проникновения вируса африканской чумы свиней, ведь неподалеку располагается комплексный зоологический заказник "Тетеревино", на территории которого живут зайцы, лисы и кабаны.
- Генетический центр, имеющий самый высокий статус биологической безопасности, нельзя подвергать даже малейшему риску. К сожалению, не так давно в соседних областях были зафиксированы случаи распространения вируса африканской чумы свиней. В этих условиях возникла необходимость повышенной биобезопасности для более эффективной защиты поголовья, - сообщил руководитель центра Анатолий Некрасов.
Блок питания посылает в изгородь короткие, на тысячные доли секунды, импульсы высокого напряжения: от 1000 до 5000 вольт. Удар током не причиняет вреда животным, но неприятен и потому их отпугивает.
По словам представителей компании, это первая в России изгородь такого рода, установленная в свиноводческом хозяйстве. До этого электропастухов применяли исключительно при выпасе крупного рогатого скота, в частности, в хозяйствах соседней Воронежской области. Корреспондент "РГ" решил выяснить, как работает это новшество, и убедился: в наших краях без человека пока не обойтись.
История появления в Бобровском районе черных коров голубых кровей весьма романтична. Три года назад на противоположной стороне земного шара, в штате Монтана, скотовод с мировым именем Джейк Стивенсон решил отойти от дел. В Америке не принято передавать бизнес детям - они должны его купить. Старшему сыну Стивенсона, Дарреллу, была предложена лучшая часть стада, но необходимой суммы у него не оказалось. Деньги нашлись у двух русских бизнесменов, и в декабре 2010 года 1400 голов отборных абердин-ангусов (ангусок, если быть точнее - везли коров, к тому же стельных) отправились за океан.
- Это произошло на два месяца позже, чем планировали. И коровы на поздних сроках беременности в Атлантике попали в девятибалльный шторм... В общем, двести голов мы потеряли, остальные долго оправлялись от путешествия, - рассказал один из владельцев предприятия Сергей Гончаров.
На корпоративном флаге, который вьется перед офисом вместе с флагами штата Монтана и Бобровского района, знакомая аббревиатура USSR. Только расшифровывается она как "Объединенные Стивенсон-Спутник ранчо".
Пять тысяч гектаров стерегут американские "электропастухи" - провода, по которым пропущен чувствительный ток
Вместе с коровами в Россию приехал Даррелл Стивенсон и его помощники-ковбои. Эта профессия не так романтична, как пишут о ней в книжках, - хотя кожаные штаны, широкополые шляпы и шейные платки ковбои действительно носят. Равно как и стрелковое оружие для защиты скота от хищников, которых в горах северной Монтаны хватает.
- Ковбой - не просто пастух. Он должен понимать, о чем "думают" коровы, уметь принять роды, оказать первую помощь пострадавшему животному. Также в его обязанности входит починка изгородей и заготовка корма, - рассказал Дарелл.
В России охранная функция выходит на первое место - причем не от хищников, а от людей. Пять тысяч гектаров бобровской земли, по которой бродят абердин-ангусы, пока стерегут американские "электропастухи": провода, по которым пропущен слабый, но чувствительный ток. Познакомившись с ними однажды, коровы стараются держаться подальше. Но электрические ковбои часто выходят из строя: одного снегом сорвет, другого дождем повалит на влажную траву...
- Надежней колючей проволоки ничего нет, - уверенно заявил Сергей Гончаров. - В Америке все огорожено: и вокруг пастбищ, и вдоль дорог. Даррелл раз в неделю на пастбище приезжает, минералов кинет... А у нас - воруют.
При воронежском стаде неотлучно находится пастух. Два работника, меняясь через сутки, дежурят на пастбище в вагончике, имея из снаряжения телефон и лошадь. Третий два раза в день приезжает задать скотине корма. К трактору прицеплен сделанный в Канаде агрегат, который самостоятельно загружает тюки сена, размалывает их и оставляет за собой пахучий, пыльный, колкий кормовой вал. Коровы кидаются к нему, буквально задрав хвосты. Зарплата у пастухов самая высокая в районе, на работу их возит автобус.
Абердин-ангусы - спокойные и послушные. Густая шерсть, под защитой которой они спокойно гуляют в 30-градусный мороз, угольно-черная. Косматые рыжие коровы, которые в небольшом количестве пасутся на спутниковских угодьях - герефорды, тоже из-за океана. Вымя у ангусок маленькое, покрыто шерстью. "Теленок получает подогретое молоко", - сообщил главный инженер ранчо. Кстати, абердинки - образцовые матери: легко рожают (причем в поле), хорошо выкармливают телят и заботятся о них.
- У натурального вскармливания есть важное преимущество: теленок берет столько, сколько ему надо, - заметил главный инженер. Хотя добавками, признался Сергей Гончаров, телят тоже кормят.
Неподалеку от пастбища река. В нее погружена мотопомпа, от нее протянута труба, оканчивающаяся поилкой. Водопой, как и еда, дважды в день. На других выпасах пробурены скважины и стоят поилки с подогревом.
- Все достаточно просто, но продумано, - улыбнулся главный инженер. - И главное - людей мало. Как говорит наш директор, каждый лишний работник - это ошибка.
Кстати
Элитная телка стоит 100 тысяч рублей, быки в несколько раз дороже. Весной молодняк на ранчо разделят на пять-шесть групп, а определять их ценность приедет Даррелл Стивенсон.