Перспективы рынка сельхозтехники
Индустрия производства сельскохозяйственной техники согласно мнению авторитетных экспертов сегодня представляется одной из наиболее уязвимых отраслей российского хозяйства.
21.03.2012
Источник: exp.idk.ru
Индустрия производства сельскохозяйственной техники согласно мнению авторитетных экспертов сегодня представляется одной из наиболее уязвимых отраслей российского хозяйства. Причина такого явления достаточно очевидна – если производители свинины и мяса птицы, равно как и любой отрасли российского животноводства при наличии достаточных ресурсов могут сформировать закрытый цикл производства, то производители комбайнов и тракторов всегда являются зависимыми от ситуации на других рынках. Весьма наглядной была ситуация, когда в 2009 году во время серьезного кризиса индустрии цены на зерно были критически низкими, в результате чего подавляющее большинство аграриев оказались неспособными закупать новые комбайны, в результате чего рынок сельскохозяйственной техники продемонстрировал небывалую вялость, что, безусловно, не могло не отразиться и на положении самих производителей. По слухам, в тот период нередки были случаи, когда новые комбайны распродавали по запчастям к старым моделям, чтобы хоть как-то компенсировать производственные затраты.
В связи со вступлением России в ВТО отечественный рынок сельскохозяйственной техники ждут ряд очень важных изменений – в частности ввозные пошлины на импортные комбайны сократятся в три раза – с 15 процентов до пяти. Ввозные пошлины на прицепную технику тоже будут ограничены. Субсидирование процентных ставок по кредитам, которое сейчас распространяется только на технику отечественного производства, в обязательном порядке распространится и на импортные сельскохозяйственные машины, в результате чего все крупные иностранные игроки получат все те же самые преимущества, которые сейчас имеют еле сводящие концы с концами отечественные машиностроители. Так как же подобные изменения повлияют на рынок сельскохозяйственной техники. В данном случае интересно мнение самих производителей и представителей отраслевых союзов.
Так, генеральный директор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Семён Млодик отмечает то, что из-за снижения размера пошлины на ввоз продукции отечественные производители могут потерять 10 – 20 % рынка. По его словам, это станет более заметным фактом к февралю 2013 года, так как иностранным производителям потребуется определённое время на организацию продвижения своей продукции на российском рынке и для заключения договоров с потенциальными покупателями. Семён Млодик также назвал возможных поставщиков техники: в первую очередь это будут популярные американские и европейские бренды, например, John Deere. По его словам, для удержания позиций на рынке российским предприятиям необходимо будет снижать цены на продукцию. С другой стороны, после вступления России во Всемирную торговую организацию цены на импортную и отечественную сельскохозяйственную технику будут находиться на одинаковом уровне, и дальнейшее снижение цен российскими компаниями будет нецелесообразным с точки зрения их рентабельности.
В данном случае весьма интересна позиция генерального директора союза производителей сельскохозяйственной техники «Росагромаш» Евгения Корчевого, высказанная им в одном из недавних интервью, отмечается, что в результате вступления в ВТО доля отечественной продукции на национальном рынке сократится с 50% до 5-10%. Этот прогноз, является фактическим признанием в том, что российский рынок сельскохозяйственной техники отдается на откуп ВТО. Интересно, что в проекте «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года» говорится о доле российского производителя на внутреннем рынке, которая составит 60 % от общего объёма продукции всех присутствующих на нём фирм. Данный результат планируют достичь путём стимулирования спроса и увеличения локализации, но на данный момент конкретные меры по поддержке ещё не разработаны. Согласно данному документу планируемый объём экспорта российской сельхозтехники к 2020 году составит в денежном эквиваленте сумму размером 46 млрд. рублей. Предполагаемыми партнёрами РФ в этой сфере станут страны СНГ, Центральной Европы, а также стран БРИК (Бразилия, Индия, Китай, ЮАР). Евгений Корчевой в свою очередь отмечает, что отечественные производители могут рассчитывать на наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции.
Интересно, что в 2011 году экспорт сельхозтехники в денежном выражении равнялся 3 млрд. рублей, при примерно 52 млрд. продажах на территории России, и общем объеме отечественного рынка в районе 110 млрд. рублей. Иными словами речь идет о капле в море – многие страны экспортируют технику из-за рубежа в минимальных количествах, лишь только постольку поскольку это должно способствовать нормальному функционированию рынка. И пока что российская техника в странах Европы и США способна выполнять лишь только эту функцию, однако чтобы превратиться в крупного экспортера нужно наращивать производство и увеличивать инвестиции, что будет попросту невыполнимо после вступления в ВТО.
Весьма провокационным в данной ситуации выглядит высказывание представителей Министерства Экономического развития РФ, относительно того, что “Трудно представить, что именно из-за этого сократится производство российской сельскохозяйственной техники. Но если это произойдет, то это будет означать: наши сельскохозяйственные машины неконкурентоспособны. И, значит, российский производитель сельскохозяйственной продукции должен за них сильно переплачивать.” (Максим Медведков руководитель департамента минэкономразвития: в интервью Российской Газете). Буквально, из слов данного интервью получается, что если зарубежные производители предложат российским аграриям более выгодные условия, чем российские машиностроители, то так тому и быть. Выйдет, что российские производители являются неконкурентоспособными, а иностранцы, за счет более качественно оборудования или более низких цен будут предоставлять сельскохозяйственным производителям более выгодные условия, и тем самым стимулировать их развитие.
Существует также весьма любопытный для многих экспертов вопрос – в «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года» предусмотрено, что государство если что окажет поддержку отрасли, и по словам ряда чиновников, у страны есть в запасе соответствующие механизмы. Однако на деле, подобные высказывания противоречат самой сути ВТО – основное предназначение этой организации состоит в том, чтобы ограничивать любые проявления протекционистской политики государства будь то субсидии, пошлины или что бы то ни было еще. В рамках обязательств, взятых при вступлении в ВТО, Россией были обговорены допустимые пределы защиты отечественного рынка, которые может позволить себе наше государство. Чтобы ни говорили чиновники, очевидно, что никаких “козырей в рукаве” у них нет, поскольку это бы попросту нивелировало бы самое значение той организации, в которую наша страна вступает. Россия, безусловно, может в перспективе поставить вопрос о пересмотре отдельных пунктов соглашения, однако потери нашего рынка означают приток доходов к “старожилам” ВТО, и поэтому необходимо понимать, что для защиты национальной индустрии сельскохозяйственной техники России придется пожертвовать чем-то другим.
В такой ситуации не лишним будет задаться вопросом – а не собирается ли государство попросту бросить отрасль. Ведь судя по всем прогнозам, именно к этому все и идет – а с точки зрения уже оговоренных перспектив для всего сельского хозяйства в целом это будет даже выгодно. Вместо того, чтобы вкладывать миллиарды в оживление индустрии, которое потребует долгих лет, можно просто открыть дорогу иностранному капиталу, иностранной технике и производителям, которые предложат отечественным аграриям качественное оборудование и хорошие условия, в результате чего все будут довольны. Прогнозы довольно пессимистичные, однако чтобы они не казались чрезмерно мрачными и субъективными следует привести очень интересный факт – несколько недель назад международное рейтинговое агентства Moody’s обнародовало анализ перспектив вступления России в ВТО. Согласно мнению международных экспертов, изучавших влияние снижения тарифных квот и введения прочих послаблений для импорта на различные индустрии, от членства в ВТО в большей степени выиграют компании, работающие в области продовольственного и непродовольственного ритейла. Вместе с тем есть ряд отраслей, которые проиграют от нового соглашения России. Первой в их числе называется производство сельскохозяйственного оборудования и машиностроение. По мнению международных аналитиков именно это направление является наиболее беззащитным перед лицом ВТО в структуре не только сельского хозяйства, но и всей российской экономики.
Вместе с тем по словам Евгения Корчевого уже сейчас достаточно четко выделилась тенденция сокращения притока денежных масс в отрасль в связи с очевидным снижением ее инвестиционной привлекательности. Для сравнения, стоит посмотреть, как готовятся ко вступлению в ВТО различные производители в прочих отраслях сельского хозяйства – Мираторг реализует крупный инвестиционный проект, стоимостью в 500 млрд. долларов по строительству 10 крупных свиноферм с замкнутым циклом производства, аналогичные действия предпринимают Агро-Белогорье, Черкизово и прочие агрохолдинги. Они создают мощную базу, которая будет конкурентоспособной, которая позволит крупнейшим производителям пережить первую бурю после массового притока иностранных товаров. Впоследствии, по мере выхода с рынка игроков среднего и малого звена, крупнейшие компании смогут постепенно отвоевывать их доли, тем самым только улучшая свои показатели. Совершенно другую картину мы видим в сфере производства сельскохозяйственной техники – здесь речь идет о том, что инвестиции перенаправляются в производства на территории Австрии, Германии, Канады и ряда других стран. Финансовые институты на фоне все большего волнения относительно будущего индустрии все чаще отказываются вкладывать в нее деньги, и теперь намного более привлекательно открывать предприятия зарубежом, о чем также успел упомянуть Евгений Корчевой. Его прогноз относительно будущего индустрии столь же печален, сколь и оправдан. Вместе с тем, мысли о том, что российские производители смогут остаться на плаву за счет экспорта являются довольно сомнительными – это противоречит важному закону рынка, согласно которому, при прочих равных условиях если твой товар не продается в твоей стране, то зарубежом он будет продаваться еще хуже.