Российское зерно губит отсутствие госконтроля и ответственности хранителей

По мнению специалистов, причиной резкого снижения качества хранимого зерна является, в первую очередь, самоустранение государства от контроля на внутреннем рынке при его хранении и перемещении, передает ИА SoyaNews. Такую точку зрения озвучил вчера директор Центра оценки качества и безопасности зерна Александр Хатунцов на X Съезде мукомольных и крупяных предприятий России в МПА.

27.09.2012
Источник: SoyaNews
По его мнению, сегодня наш внутренний рынок практически не защищен от некачественной зернопродукции. И российским законодательством фактически не урегулированы вопросы контроля зерна при хранении. «Летом прошлого года вышли два закона, которые фактически убрали из закона о зерне необходимость государственного контроля, а также убрали в целом закон о госконтроле за зерном и продуктами его переработки», - говорит эксперт.

Он привел в пример действующий в США закон о зерне, включающий в себя аж 196 страниц, на которых досконально прописаны защита интересов производителей зерна, система хранения, торговли, стандарты по качеству и ответственность за нарушение норм этого закона. На 90 страницах канадского закона о зерне все эти вопросы регламентированы не менее тщательно. «Закон Российской Федерации о зерне помещается на одном листочке формата А4, это 9 глав и одни декларации», - сокрушается Хатунцов, - А вот  США в прошлом году введена обязательная сертификация зерна даже при внутреннем перемещении, если партия декларируется и планируется к реализации. То есть спустя 96 лет Америка приходит к тому, что мы разрушаем».

Неудивительно, что в таких условиях динамика выявления некачественного зерна в России складывается довольно неблагоприятная.

«Когда существовала хлебная инспекция, выявлялось не более 1% зараженного дефектного зерна, греющегося на элеваторах, - продолжает глава Центра оценки качества и безопасности зерна, - И после 2005 года, когда система была разрушена, процент выявления некачественного опасного зерна очень существенно вырос и динамика продолжается». Действительно, по данным ЦОКЗ, если в 2003 году Государственной хлебной инспекцией всего 0,712% от общего объема проверенного зерна (43 млн. тонн) было признано некачественным, то в 2006 году уже ЦОКЗ отнес к некачественному 19,52% из проверенных 12 млн. тонн. А в прошлом году к некачественному ЦОКЗ отнес свыше 32% от проверенных 26 млн. тонн зерна. Это абсолютный максимум за ряд последних лет.

Отсутствие необходимой законодательной базы, говорит эксперт, играет на руку недобросовестным производителям, помогая выживать и зарабатывать с устаревшим оборудованием. А серьезное производство при этом как раз страдает.

С контролем за качеством зерна госрезерва и интервенционных фондов, по словам докладчика, ситуация тоже не очень радужная. Если в ведущих мировых зерновых державах держать на элеваторах зараженное или испорченное зерно запрещено, то у нас за это никто не несет ответственности.

«Если задуматься, а куда же девается то зерно, у которого начинают портиться показатели? – рассуждает Хатунцов, - Ведь я не знаю, чтобы кто-то утилизировал зерно. Мне такие факты неизвестны. Естественно, оно под каким-то благовидным предлогом подмешивается и уходит в реализацию. Как правило, одним таких путей является, конечно же, животноводство. Все равно все это к нам возвращается через качество мяса. Потому что те же микотоксины и другие вредные вещества никуда не деваются».

Смежная проблема в сфере контроля качества и безопасности зерна - полное отсутствие ответственности хранителей за проведение оздоровительных и предупредительных мероприятий, направленных на  приведение зерна в надлежащее для хранения состояние. Экономия на профилактических мероприятиях зачастую приводит к неэффективному обеззаживанию зерна, чему способствует и изношенная материально-техническая база, добавил Хатунцов. ИА SoyaNews




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews