Минсельхоз не заботится о доходности аграриев?

Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза

Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза

 
Минсельхоз перестал нас слышать. Вообще. Мы забрасываем его письмами, и по ним не то что даже не принимается отрицательных решений, вообще никаких решений, и вообще никакой реакции. Мы не видим этой реакции. Что случилось с Минсельхозом, почему он вдруг оглох?  Мы этого понять не можем.

А это же сказывается на ситуации в рынке и на самочувствии сектора как такового, сказывается напрямую и болезненно. Самочувствие-то хреновое! А мы все молчим о том, что самочувствие ухудшается, что больной уже почти одной ногой в могиле. А вот молчок, тишина, мы не признаем, мы все победные релизы и доклады об отчетах нашего официального родного ведомства, доклады наших базовых чиновников, которые, по идее, нас должны как-то защищать, должны как-то продвигать наши интересы. Ни слова об этом, там все прекрасно. Там мы выполняем показатели, мы растем по-прежнему куда-то там и зачем-то. И нет ни слова о том, что даже если мы наблюдаем какой-то инерционный рост производственных показателей, то это не отражается никак на динамике продаж той продукции, которую наращиваем в производстве.

А девать-то ее некуда, эту продукцию. Рост-то инерционный, он заделами какими-то прошлых лет сделан, а что сегодня происходит? И экономика, на самом деле, меня беспокоит больше всего: сельскохозяйственная экономика, производственная экономика, самочувствие сектора.

В общем рынок сегодня как-то позволяет удерживать ситуацию от катастрофического падения. Но, не дай Бог, случись какой риск, и конъюнктура обвалится, и вместе с ней обвалится и производство. Оно просто рухнет намертво. И это прискорбно, потому что те защитные механизмы, которые существовали, исчерпали себя. Причин этого исчерпания достаточно много, в первую очередь – отсутствие заботы правительства и нашего ведомства об экономическом самочувствии сектора. Это вообще выпало из внимания. Какие-то показатели производственные все время во внимании, по ним созданы определенные критерии, в госпрограмму заложены, по ним отчитываются все чиновники. И эти показатели носят в основном физический характер: количество тонн, литров, килограмм произведенной продукции, есть даже в привязке к душе населения и к каким-то условным элементам. Но все показатели привязаны к физическим параметрам. А к экономическим параметрам ни одного критерия нет.

В результате температуру экономики власть измерять перестала. Не то что чувствовать, а просто даже отчитываться по ней. Там ни слова об этом нет. Сегодня очередной спасительной соломинкой стал курс рубля, который упал. Но пардон, это не изобретение наших ответственных товарищей, которые за сектор несут ответственность. Они вообще к этому не прикасались никак. Набиуллина стала председателем ЦБ и сказала, что не будет регулировать курс рубля. Вот он наконец пришел к реальной стоимости, которую стоил, но удерживался искусственно. Ну, может, еще и не пришел, а начал двигаться в правильном направлении. Это как-то спасает и сектор, и экономику нашу. Но, как я говорю, это соломинка, системных механизмов защиты экономики сельского хозяйства как не было, так и нет.

Не создано даже инструментов для отслеживания экономического самочувствия. Не говоря уже о том, чтобы заняться выработкой действенных эффективных мер по исправлению ситуации, по лечению больного. Экономика больна, она находится в тисках. Это давно известно, это не секрет. Я об этом твержу уже не помню сколько лет.

В стране не создано инструментов регулирования межотраслевых пропорций в принципе. И это приводит к тому, что под воздействием популистских настроений власти (а она должна удерживать популярность в народе и заниматься трамбованием цен в связи с этим), не дай Бог, если цена на хлеб на копейку выросла или на молоко поднялась, значит, надо обязательно спрессовать этого молочника и хлебопека, потому что это же карман потребителя, а надо бы сохранять популярность у потребителя, он же электрорат.

При этом все, что касается издержек сельскохозяйственного производства, растет опережающими темпами, и мы давно уже обогнали Европу и Америку в динамике этого роста. Да и в физических показателях по куче параметров. В результате эти тиски сжали экономику аграрного сектора до полного беспредела. Невозможно окупиться без государственной поддержки, и государственная поддержка позволяет только штаны подтягивать. Развиваться она уже не позволяет никак.

И если раньше в госпрограмме мы закладывали какие-то инструменты развития (куценькие, конечно, и неоговоренные, не защищенные раздельными статьями госпрограммы), то теперь и этого-то нет. В новой-то госпрограмме вообще ничего подобного не содержится. Но об этом ни слова в устах Минсельхоза. Наоборот, устами Минсельхоза госпрограмма у нас замечательная на 2013-2020 гг. Да она хуже, чем та, что была! Когда мы уже об этом скажем в открытую – что ее править надо срочно, пока не поздно. Надо разделять средства. Понятно, что кому-то, может, поддержать штаны и требуется, мы не против, но давайте назовем это, в конце концов, не государственной программой развития сельского хозяйства, а государственной программой социальной защиты сельских территорий, например. И поставим адекватные инструменты для этой защиты. Но о каком развитии сельского хозяйства может идти речь, когда львиная доля всех денег тратится на субсидирование кредитных ставок. 

Она изжила себя, все! Надо создать фонд кредитования для АПК под 2-3% в год, как это сделано в развитых и развивающихся странах, и перестать кормить банкиров, а начать кормить сельское хозяйство. Обеспечить его ресурсами достаточно, чтобы обеспечить окупаемость производственного цикла. Не более того, мы ничего нового не изобретаем, никаких велосипедов. И деньги, которые отдаете на субсидирование, на поддержку из госбюджета, направить в этот фонд и отдавать под 2-3%, чтобы хватало денег на обслуживание самого института.

А у нас львиная доля поддержки - в субсидируемых ставках по всем направлениям, включая краткосрочные, а перезакредитованность сектора давно уже не секрет. А то, что проблемных кредитов, которые мы понараздавали, уже накопилось порядка 400 миллиардов, уже вообще притча во языцех.

Как погашать эти кредиты, никто не знает. Уже предложение в Госдуме варится, что может второй, третий и пятый раз в одну и ту же реку войти - я имею в виду закон о реструктуризации. То есть тем, кто еще из первой реструктуризации не вышел, войти во вторую. И еще раз реструктурировать то, что однажды уже реструктурировано. О списании теперь речи идти не может из-за ВТО, это желтая корзина, а там и так уже к 2015 году, по расчетам Минсельхоза, нам денег не хватит, по лимитам исчерпаем, а при этом поступаем как: победные релизы, все хорошо, все замечательно!

Дмитрий Юрьев сказал, что в этом году мы будем просить еще дополнительных денег на погектарную поддержку. Да мы 10 лет добиваемся этих погектарных выплат, и получили их не по заслугам Минсельхоза, а благодаря тому, что вступили в ВТО. Ему навязали эту программу, а в результате получили определенный инструмент, который опять поддерживает штаны и раздает всем сестрам по серьгам.

По 200 рублей на га раздали, ну хорошо, с учетом добавленных по 500 получилось. Тоже не шибко много, если сопоставлять с Европой, с конкурентами. Давно говорим, что надо привязать это к вложениям на каждый гектар. Почему одинаково раздаем? Почему свекольный гектар равен пшеничному, хотя по вложениям он в 3,5, а то и в 4 с лишним раза дороже? Почему одинаковые деньги получает крестьянин, который вкладывает 17-19 тысяч на гектар пшеницы, и тот, который вкладывает 3-4? 3-4 тысячи - это называется гробить землю. Если вы вкладываете 3-4 тысячи в землю, то вы просто гробите основной производственный ресурс! Мы давно говорим, что надо установить планку отсечения на уровне 5-6 тысяч рублей минимум на гектар, и всем, кто вкладывает меньше, вообще не платить, или сократить эту поддержку до самого минимума. Ну заплатите 30 рублей тому, кто вкладывает меньше, а все остальные деньги распределите сверху этой планки пропорционально вложениям, произведенных за последние 5 лет в каждый гектар!

Но Минсельхоз не слышит, он оглох. Я не получаю ответа по этим предложениям вообще.

По материалам выступления на конференции «Где маржа 2014». Источник – SoyaNews.

Подробнее:https://soyanews.info/hot/detail.php?ELEMENT_ID=173290



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика