Все интервью

Снижаем импортозависимость в АПК

Машиностроительная компания «Технэкс», производитель полного спектра оборудования для комбикормовой промышленности, всегда занималась тем, что сейчас называют модным термином «импортозамещение». О том, какие преимущества можно извлечь из сложившейся экономической ситуации, президент компании «Технэкс» Сергей Черепанов рассказал порталу SoyaNews.

14.12.2015
Источник: на правах рекламы
SN: Сергей Васильевич, как Вы считаете, импортозамещение сельскохозяйственной продукции – это реальная задача?
С.Ч.:
Импортозамещение продуктов питания – это первостепенная задача для наших аграриев. О том, что процесс замещения начался, и начался успешно, говорят высокие темпы развития отрасли.
Многие воспринимают импортозамещение как замещение конечного импортного продукта российским (изготовленным отечественным производителем) на полках в магазинах. Однако не все так просто, как хотелось бы. Само понятие «отечественный производитель» подразумевает, что производящее предприятие должно быть укомплектовано российским оборудованием и не должно зависеть от зарубежных поставок. Сегодня российский агробизнес оставляет у себя производство бройлеров и свиней, а главные составляющие для его ведения — витамины, ферменты, генетический материал, продукцию химической промышленности, технологии — опять покупают за рубежом. И получается, что промышленность вроде наша, российская, но «ключей» от нее у нас нет. Импортозамещение должно уменьшать зависимость от зарубежных поставщиков технологий, оборудования и сырья.

SN: Как работает «Технэкс» в условиях перехода на импортозамещение?
С.Ч.:
В отношении компании «Технэкс» некорректно говорить о «переходе». Мы занимаемся тем, что сейчас называют модным словом «импортозамещение», с момента основания компании. Мы выпускаем надежное, адаптированное к российским условиям оборудование, которое не несет для потребителя тех рисков, которые неизбежны при приобретении продукции машиностроения за рубежом.
Это санкционные риски, когда в какой-то момент оборудование или его запасные части ввезти в Россию будет невозможно. Это ценовые риски, связанные с колебаниями валютных курсов: рублевая стоимость импортного оборудования может резко возрасти за повышения курса валюты, но при этом никто не позволит вам изменять зафиксированную контрактом цену. И, наконец, не менее серьезным является риск приобретения европейского оборудования с низкокачественными комплектующими, как правило, изготовленными в Юго-Восточной Азии. Когда поставщик российский, то потребитель в состоянии контролировать уровень качества его изделий, но когда он находится за рубежом, даже возможность сервисных обращений ограничена.
Осознание уязвимости бизнеса в нестабильных экономических условиях мотивирует нас активно развиваться, предлагая российским аграриям качественное оборудование, позволяющее существенно снизить зависимость от импорта. Таким образом, мы даем потребителю ту точку опоры, которая поможет устоять в сложившихся условиях и переориентировать аграрный сектор российской экономики на отечественного производителя. А поскольку агробизнес активно развивается, у нас нет кризиса, у нас рост.

SN: Насколько компания «Технэкс» сама зависит от зарубежных партнеров?
С.Ч.:
Предприятие сохраняет зависимость от зарубежных поставщиков, в основном в части электроники, программных продуктов. Я против крайностей — покупать за границей все или не покупать ничего.
Многие отрасли продолжают ориентироваться на покупку за рубежом даже той продукции, которую можно произвести в России. Например, птицефабрики приобретают клетки для содержания птицы, машины для сортировки яиц. Хотя приобретение технологической линии и самостоятельное их производство принесло бы дополнительную прибыль, создало новые рабочие места и повысило квалификацию людей.
Логика развития «Технэкс» сводится к тому, чтобы любыми законными способами приобретать новейшие мировые технологии и как можно меньше приобретать готовый продукт, то есть то, что можно производить самим. Таким образом, мы собираем оборудование из деталей собственного производства, изготовленных по лучшим импортным технологиями на высокоточных станках с программным управлением. Таков, по нашему мнению, российский машиностроительный продукт будущего. Уровень локализации для нашего производства примерно 80%.

SN: То есть, Вы считаете, что полностью уйти от импорта нельзя?
С.Ч.:
Сегодня полностью заместить весь импорт невозможно – это плата за последствия экономической глобализации последних 20 лет. Независимость от зарубежных поставщиков в принципе возможна, но она сопряжена с серьезными финансовыми, технологическими и временными затратами. Поэтому мы не можем совсем отказываться от импорта, у нас нет времени на процесс разработки технологии. Главное сейчас – результат.
То же самое происходит в сельском хозяйстве. Главное, чего, на мой взгляд, не хватает сегодня политике импортозамещения в кормопроизводстве, — это четкого понимания того, что сокращение импорта является толчком для развития отечественной промышленности, а значит, идет на пользу не только конкретному предприятию, но и отрасли, государству в целом.
Примечательно, что этого понимания не хватает именно крупным участникам рынка кормопроизводства. Ряд самых крупных проектов в отрасли, осуществленных при поддержке государства, реализуется исключительно на основе закупок импортного оборудования.
Чтобы понять реальные последствия политики тотального импорта в сфере кормопроизводства, достаточно проанализировать проекты комбикормовых заводов, реализованные в последние годы крупными сельскохозяйственными холдингами на основе импортного оборудования. Их высокая стоимость, главной составляющей которой является импортное оборудование, не подкреплены ни соответствующей эффективностью, ни технологической целесообразностью. Такие проекты в разы дороже и при покупке, и в эксплуатации.

SN: Многие российские предприятия, опасаясь, что попадут под санкции США и ЕС, готовятся к размещению заказов на комплектующие, ранее изготавливавшиеся в европейских странах, в Китае. Не планируете ли вы такое партнерство?
С.Ч.:
Мы противники размещения заказов в Юго-Восточной Азии, так как их качество и надежность, по нашему убеждению, пока не соответствуют предъявляемым требованиям. А в сфере кормопроизводства надежность оборудования имеет первостепенное значение. Комбикормовое оборудование работает 24 часа в сутки, у него высокое энергопотребление, от него зависят большие пищевые цепочки в кормлении сельскохозяйственных животных. В этой ситуации некачественные комплектующие окажутся слабым звеном в цепи, станут причиной поломок и простоев.
Наша стратегия – работа с небольшим количеством проверенных поставщиков; это компании, которые не могут себе позволить выпуск некачественного продукта, иначе очень серьезно пострадает их репутация. Работа с крупными надежными компаниями при более высокой цене их продукта в итоге обходится дешевле. Представим ситуацию: сломался подшипник на нашем пресс-грануляторе, стоящем на комбикормовом заводе, скажем, в Мурманске или во Владивостоке. А теперь сравните стоимость подшипника и стоимость его транспортировки, да еще прибавьте стоимость поездки специалиста для ремонта оборудования. Вывод: нужно использовать такие детали, чтобы минимизировать количество сервисных обращений. Очевидно, что плата за надежность и долговечность комплектующих экономически оправданна.

SN: Нужна ли вашей компании господдержка?
С.Ч.:
Господдержка нужнее нашим партнерам — аграриям, потенциальным покупателям комбикормового оборудования. Если они будут развиваться, будет востребована и наша продукция. Самой лучшей господдержкой будет контроль над расходованием бюджетных средств, которые сегодня бессистемно тратятся – в том числе и на приобретение импортного оборудования для сельхозпредприятий.

SN: Есть ли будущее у российского машиностроения?
С.Ч.:
Безусловно. Наработан большой опыт в конкурентной борьбе с зарубежными производителями. Традиции российского машиностроения тоже не стоит сбрасывать со счетов: вспомним, например, что еще совсем недавно все мы летали на российских самолетах и не испытывали от этого дискомфорта. Но в сфере промышленного применения многие из этих традиций сознательно разрушены. Так, отечественное станкостроение не развивается в последние 25 лет. В результате практически исчезла некогда мощная отрасль, например, у нас нет смежников, у которых можно было бы купить качественные электромоторы, редукторы, контроллеры. Во многом это произошло оттого, что промышленные предприятия РФ не вкладывали средства в развитие. Вы можете выпекать хлеб по рецептам 17 века и делать на этом успешный бизнес, но в индустриальных проектах необходимо всегда оставаться на острие технического прогресса. Только непрерывное развитие приводит к совершенствованию товара, к качественным скачкам и преобразованиям.
Одним из таких стимулов к развитию российской промышленности может стать отказ от импорта, и опыт прошлых лет это подтверждает. Известно, что благодаря импортозамещению, которое началось в 1998 г. после девальвации рубля, рост ВВП и промышленного производства в России уже через год составил 25%!
История компании «Технэкс» насчитывает почти 25 лет, мы входим в пятерку крупнейших производителей оборудования для комбикормовой промышленности в мире. Номенклатура выпускаемых изделий составляет 1400 наименований машин и устройств, наше оборудование востребовано на российском и зарубежном рынках. Мы хорошо знаем, что нельзя создать качественное изделие с нуля, на пустом месте. Для этого нужны наработки, опыт предыдущего развития, научная база и производственные ресурсы. Мы очень много вкладываем в развитие узкой сферы, специализируясь на производстве оборудования именно для комбикормовых производств. Мы не только разрабатываем новое оборудование, но и непрерывно совершенствуем уже существующее на основе обратной связи с потребителем, особенностей, выявившихся в условиях реальной эксплуатации.
Сейчас российская промышленность переживает упадок, который при правильном использовании возможностей можно превратить во взлетную полосу: приложив усилия сегодня – заложить основу для будущего развития отрасли машиностроения. Санкции, которые, с одной стороны, являются проблемой, с другой — при правильном подходе могут спровоцировать рекордные показатели роста российского машиностроения.
Импортозамещение – отличный рычаг развития, поскольку позволяет эффективно расходовать средства. А это в свою очередь способствует снижению кредитной нагрузки при реализации инвестиционных проектов.
Уход от импортозависимости — это тот путь, который должен стать стратегическим для развития производства в России. При этом необходимо держать высокую планку требований к качеству продукции от любого производителя. Нет прямой связи между качеством продукции и страной-производителем. Качество – это сумма результата труда людей и наличия технологий у компаний-производителей продукции.
Качество, Сервис и Цена — три главных фактора, по каждому из которых «Технэкс» не уступает европейским производителям.

SN: Вы оптимистично смотрите на перспективы?
С.Ч.:
Безусловно. Бизнес в сфере сельского хозяйства в России имеет большое количество преимуществ. Это и большие площади, и сравнительно недорогая рабочая сила, и вполне подъемные налоги. Поэтому развитие аграрного сектора экономики – одна из ключевых задач Российской Федерации, в решение которой «Технэкс» вносит значительный вклад.
В условиях стрессовой ситуации любой организм, в том числе и бизнес-организм, начинает быстрее соображать, вырабатывая разумные решения. А это основа для движения вперед, освобождения отечественной промышленности от чрезмерной зависимости от импорта. Тем более если это касается производства комбикормов, которое может и должно опираться на оборудование отечественных производителей.






Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика