Минсельхозу надо прекратить интервенции – Злочевский
Попытки государства сбить цены на зерно привели к обратному результату. Рекордный вывоз зерна в январе обусловлен действиями госрегуляторов, считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Об этом он заявил на конференции «Где маржа» в Москве.
09.02.2015
Источник: SoyaNews
Принятые государством меры по ограничению экспорта зерна лоббист называет очередной попыткой огранить алмаз топором, хотя в мире давно отработан «специальный ювелирный инструментарий».
Напомним, 17 декабря чиновники ввели административные ограничения на экспорт зерна. Россельхознадзор перестал выдавать фитосанитарные сертификаты, РЖД ограничила отправку зерна в экспортном направлении, ужесточился контроль за перевозками автомобильным транспортом. 25 декабря премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о введении экспортной пошлины на пшеницу в размере 15% таможенной стоимости плюс 7,5 евро. Размер пошлины рассчитывался исходя из декабрьского курса евро, который к 1 февраля успел подрасти, обращает внимание глава РЗС.
Хотя традиционно для экспортеров январь всегда был мертвым месяцем, за первый месяц этого года они успели вывезти около 2 млн т зерна, в том числе 1,5 млн т пшеницы. «Нормальный стимул какой – выполнить обязательства, пока пошлины не ввели с 1 февраля, - объясняет г-н Злочевский. - Поэтому все сконцентрировали отгрузки на январь. Во-вторых, то, что недовывезли в декабре из-за административных ограничений, перешло на январь. Отсюда и рекорд».
По его мнению, такие последствия нужно было просчитать еще в декабре. Российский зерновой союз предлагал «не идеальную, но куда более цивилизованную» модель ограничения экспорта образца 2008 года. Она предусматривала оговоренные объемы вывоза зерна, по достижении которых устанавливались запретительные пошлины. «При них никто ничего не вывозил, рынок был прогнозируем, просчитываем, спокойно себя чувствовал, - вспоминает президент союза. - А сейчас рынок не знает, что делать».
Экспортеры не спешат заключать новые контакты, аграрии не торопятся продавать зерно. «Цены встали, рынок мертвый, крестьяне, естественно, положили зерно по амбарам и ждут лучших времен, - констатирует г-н Злочевский. - С нашим регулированием у нас тоже уже наработаны мускулы, чтобы бороться. Два дня назад Минсельхоз подкинул новый ориентир – поднимем цены на интервенции, потому что интервенционные закупки провалились. По 10,5 тысячи никто сдавать не хочет - цена не устраивает, потому что она ниже себестоимости. Давайте поднимем! Опять топором по алмазам. А какую цель изначально ставили? Цены понизить. Одно только заявление Минсельхоза о том, что он намерен повысить цены, подняло цены на рынке».
Чтобы урегулировать цены на зерно, Минсельхоз должен объявить о прекращении инвервенционных операций, советует эксперт. «Это единственное средство, которое будет сейчас стимулировать выход зерна на внутренний рынок», - убежден он. РЗС оценивает нынешние запасы крестьян на 30% больше прошлогодних, запасы переработчиков – на уровне 14 млн т, запасы трейдеров - на уровне 10 млн т.
«И это зерно не выйдет в рынок, пока не поймут владельцы зерна, которые на нем сидят, что другого варианта нет, что цены расти не будут, что закупок государство проводить не будет, - цитирует Аркадия Злочевского SoyaNews. – Надо, по крайней мере, прислушиваться к рынку и видеть, что в нем происходит. В прошлом году здесь, на «Марже», мы говорили, что Минсельхоз у нас оглох, а в этом году он еще и ослеп».
Переработчики сегодня вынуждены приобретать зерно в условных единицах при ежедневно меняющейся цене, описывает нестабильность рынка глава ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров Максим Протасов. «Правда, цена почему-то не снижается, когда снижается курс доллара, - сетует он. - Она только продолжает расти, когда курс доллара растет. Находясь между молотом и наковальней, не имея возможности также ставить спецификации розничным сетям в условных единицах, естественно, переработка начинает либо тихо гибнуть, либо громко визжать».
Анна Соколова
регион:
Россия