Российские и белорусские производители просят квотировать ввоз аминокислот
На встрече выступили Олег Радин, президент Ассоциации "Союзкрахмал"; Александр Петров, генеральный директор АО "АминоСиб"; Алексей Балановский, генеральный директор ЗАО "Завод Премиксов №1"; Андрей Фрейман, руководитель отдела продаж АО "Волжский Оргсинтез" и Василина Ахрамович, директор по экономике и финансам ЗАО "Белорусская национальная биотехнологическая корпорация".
На территории России действуют два завода по производству лизина – ООО “Аминосиб” и ЗАО “Завод премиксов №1”. Их общая производительность на данный момент составляет более 120 тыс. тонн L-лизин сульфата в год. Так, отечественными предприятиями обеспечивается более 70 % потребности в данной аминокислоте. ЗАО "Белорусская национальная биотехнологическая корпорация" реализует инвестиционный проект, при выходе на полную мощность которого зависимость от импортного лизина может быть устранена на 100%. АО "Волжский Оргсинтез" может закрывать 50% внутренней потребности в метионине.
Ввиду обнуления ввозных пошлин на территорию России за пять месяцев текущего года импорт лизина составил порядка 40,9 тыс. тонн, из них 9,2 и 31,7 тыс. тонн в формах сульфата и моногидрохлорида, соответственно. Это фактически равно импорту за весь 2021 год — около 41 тыс. тонн. Кроме того, с 1 июля Правительством России принято решение о временном запрете экспорта ряда аминокислот до конца текущего года. Это решение лишает предприятия возможности продать излишки продукции на международном рынке.
С начала текущего года, цена на аминокислоты на российском рынке упала более чем на 40%. Это произошло не только по причине укрепления рубля, но и активного роста объёмов ввозимой продукции. Данная ситуация негативно сказывается на экономических показателях отечественных производств, которые вынуждены реализовывать продукцию на уровне себестоимости. В итоге, это может привести к приостановке деятельности предприятий.
Александр Петров, генеральный директор АО "АминоСиб", объясняет: “Нам очень нужна поддержка со стороны государства. В случае большого избытка лизина в России мы заполним свои склады, и единственное, что нам останется — это приостановка деятельности завода. Биотехнологические проекты имеют длинные сроки окупаемости, что не позволяет отечественным производителям в полной мере конкурировать с импортерами. Строительство нашего завода началось в 2013 году. На сегодняшний день мы не окупили свой проект, по нашим оценкам это произойдет не раньше 2025 года”.
Алексей Балановский, генеральный директор ЗАО "Завод Премиксов №1", комментирует: “Сложившаяся ситуация мешает развитию биотехнологической отрасли в целом, снижает инвестиционную привлекательность индустрии. Со стороны производителей, наши три предприятия, "Завод Премиксов №1", "АминоСиб" и “БНБК” готовы на следующий год дать точные цифры, какой объем производства мы готовы обеспечить. По нашим данным, три предприятия могут полностью закрыть потребности стран ЕврАзЭС. "Завод Премиксов №1" готов произвести в следующем году 96 тыс тонн 75% L-лизин сульфата, где чистого вещества 60,5 тыс тонн”.
Андрей Фрейман, руководитель отдела продаж АО "Волжский Оргсинтез", который является единственным производителем метионина в России, объяснил ситуацию с этой аминокислотой. “В начале весны мы заверили Минсельхоз и Минпромторг, что мы можем закрыть 50% внутренней потребности российского рынка метионина. Также мы самостоятельно полностью ограничили экспорт. Однако таможенные пошлины на метионин и другие аминокислоты все равно были обнулены. К тому же сложившуюся ситуацию усугубляет курс валют. Если курс доллара будет находится на уровне 50 рублей и ниже на протяжении трех месяцев и более, то в данной ситуации нам придется остановить выпуск метионина”, — рассказал Андрей Фрейман. “На данный момент нехватки метионина на отечественном рынке нет. За полтора месяца ввоз метионина из Европы был полностью замещен азиатскими производителями”, — комментирует он.
Василина Ахрамович, директор по экономике и финансам ЗАО "БНБК", рассказала о ситуации в Беларуси: “Весной мы направили несколько писем в Минсельхозпрод с обоснованием того, что необходимость снижения ввозной пошлины отсутствует. “БНБК” выходит на полную загрузку, мы закрываем первый производственный год. Мощности нашего предприятия, совместно с уже действующими заводами, позволяют полностью закрыть потребности стран ЕАЭС в лизине. Насколько нам известно Минсельхозпрод направлял эти письма в ЕЭК”.
Также Василина Ахрамович поделилась белорусским опытом взаимодействия с регулирующими органами: “Совместно с Правительством Республики Беларусь мы выработали следующий механизм работы на ближайшее время. Минсельхозпрод сформировал перечень целевых предприятий-потребителей аминокислот, которые гарантировано закупают аминокислоты у “БНБК” и не перепродают на рынок, то есть для собственных нужд. Этому перечню мы отпускаем продукцию по специальной цене, согласованной с Минсельхозпродом. Дальнейшее ценообразование формируется на Белорусской универсальной товарной бирже”.