Животноводы опасаются отмены эмбарго
Потери зерновой отрасли в результате запрета на экспорт оцениваются в миллиарды долларов. Если упростить ситуацию и непроданные остатки в объеме около 10 млн тонн умножить на 300 долларов — среднюю цену за тонну пшеницы на мировом рынке, то получаются убытки в 3 млрд долларов.
17.05.2011
Источник: expert.ru
Потери зерновой отрасли в результате запрета на экспорт оцениваются в миллиарды долларов. Если упростить ситуацию и непроданные остатки в объеме около 10 млн тонн умножить на 300 долларов — среднюю цену за тонну пшеницы на мировом рынке, то получаются убытки в 3 млрд долларов. Рыночного финансирования на такую сумму отрасль недополучила, а значит, потеряла в своем развитии. Проблем же, требующих решения, в растениеводстве более чем достаточно. Требуются и смена парка сельхозтехники, и модернизация элеваторов, и внедрение ресурсосберегающих технологий землепользования, и работа над повышением урожайности хотя бы до среднемировых значений, от которых мы отстаем в полтора раза. Инвестиции в эти направления способны существенно повысить эффективность зерноводства, но вот уже два года рыночная конъюнктура не стимулирует подобных инвестиций. Крестьяне с надеждой ждут отмены запрета на экспорт, но сигналы от властей поступают разноречивые, животноводы отмены эмбарго опасаются, а лобби у производителей птицы и свинины очень сильное. «Мы были одними из инициаторов введения запрета на вывоз зерновых, потому что уровень цен на фураж 8–9 тысяч рублей за тонну, сложившийся осенью прошлого года, для животноводов неподъемный, — говорит Юрий Ковалев, президент Ассоциации свиноводов. — Сейчас мы очень озабочены тем, что открытие экспорта может снова сильно взвинтить цены. Тот уровень, который сложился на рынке сегодня — 5–6 тысяч рублей за тонну, — мы считаем справедливой ценой как для животноводов, так и для крестьян. Если после окончания ярового сева прогнозы по урожаю будут хорошие и останутся какие-то излишки, то экспорт нужно открывать лимитированно — для продажи именно этих излишков».
Сегодня разница в цене на пшеницу на внутреннем рынке и на мировом составляет около 150 долларов на тонну. При отмене эмбарго цены внутри страны неизбежно станут расти, но этот рост не будет столь значительным, считают эксперты. «Выход на мировой рынок игрока, который обеспечивает около 10–15 процентов объема всего рынка, неизбежно приведет к снижению мировых цен, — считает Владимир Петриченко, — и мировые цены, и внутренние скорректируются. Но роста внутренних цен ни на 150 долларов, ни даже на 100 ожидать не стоит». Ко всему прочему, летом происходит и сезонное снижение цен. Если же эмбарго будет продлено до момента сбора урожая, то, скорее всего, зерно подешевеет еще больше — новый урожай плюс остатки в размере 16 млн тонн будут давить на рынок, и цены упадут до и ниже уровня себестоимости зернопроизводства в 3,5–4 тыс. рублей за тонну. Сев озимых окажется под угрозой — для него у хозяйств не будет ни стимулов, ни средств. Этот сценарий не выгоден ни земледельцам, ни животноводам, рискующим остаться вовсе без кормовой базы.
теги: